Распознание психологических защит.
Распознать психологическую защиту в поведении довольно сложно. В связи с этим целесообразно выделить наиболее распространенные критерии - симптомы, позволяющие разграничить «защитные» и другие формы поведения. Во-первых, наличие тенденции «защиты» может проявляться в неадекватной оценке и самооценке и связанном с ним неадекватном поведении (аффект - как психологическая защита). Во-вторых, эмоциональные реакции на результаты отражения в глазах других (в частности, бурные аффективные вспышки). В-третьих, тенденции отступления от реальности, однообразность используемых средств. В-четвертых, стремление подчеркивать, акцентировать внимание на действительных достоинствах «Я» и попытка завуалировать слабые стороны. В-пятых, желание утвердиться в значимой для себя группе или в глазах авторитетного лица.
Свою специфику имеет и стратегия защитного поведения группы. Среди защитных форм поведения, направленных на сохранение положительного МЫ-образа, выделяются:
· «ингрупповой фаворитизм» (тенденция отдавать предпочтение членам собственной группы);
· «межгрупповая дискриминация» (обесценивание других групп).
Основные способы защиты усваиваются членами группы вместе со стереотипом. Способы и модели защиты по сохранению индивидуального МЫ-образа определяются способами и моделями защиты МЫ-образа группы. Толпа индуцирует эмоции, противостоять ей трудно, в том числе и педагогу – «солидарности» учеников против него. Исходя из многоуровневой структуры психологической защиты, важно различать, работает ли защита «Я» или защита «МЫ» в защитном поведении личности.
«Защиты» по своей результативности могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительное действие «защиты» проявляется в снятии чрезмерного психологического напряжения, в ограждении личности от эмоциональных перегрузок. Отрицательными последствиями психологических защит являются трудности общения – препятствие к пониманию коммуникативной ситуации, проявлению эмпатии, деформации мышления, дезадаптации и др.
Самым оптимальным вариантом для процесса общения, построения взаимоотношений субъекта с окружающими людьми и его психического здоровья является отсутствие психологических защит. В противном случае «защитная система» способствует созданию фонда личностно значимых «знаний», которые не изменяются и «закрывают» личность для нового опыта и развития.
Для преодоления психологических защит психолог В.Е. Коган предлагает ряд мер психологического и психогигиенического характера, обеспечивающих социальную адаптацию:
1) познание резервов собственных возможностей;
2) воспитание навыка адекватного реагирования на события;
3) выработка навыков релаксирующего отвлечения.
В целом этот процесс достаточно трудный и требует помощи специалиста.
Таким образом, можно рассматривать весь комплекс причин, приведших к возникновению барьеров в общении, и по возможности наметить пути оптимизации процесса коммуникации. Но для этого важно знать, как проявляются те или иные форму затрудненного общения во внешнем поведении личности.
14. Внешние формы проявления затрудненного общения.
Те или иные трудности общения можно распознать и по отдельным поведенческим реакциям собеседников. В качестве показателей затрудненного общения выступают непосредственно наблюдаемые изменения поведения и речевой деятельности, вносящие элементы психологического дискомфорта в ситуацию общения, либо делающие общение невозможным в силу чрезвычайной затрудненности или даже конфликтности. Среди таких показателей затрудненного общения можно выделить: уменьшение количества взаимных обращений, длительные паузы в общении, короткие неразвернутые обращения, односложные ответы, отсутствие контакта глаз, нарочитость в соблюдении правил «хорошего тона», преднамеренное подчеркивание неприязненного отношения к партнеру, разговор на «повышенных тонах», ссоры, ложь, упрямство, пренебрежение мнением партнера и др.
Большое значение имеет и невербальная информация об «открытости» или «закрытости» собеседника, соответственно, о расположенности человека к общению, к непринужденному восприятию информации, к взаимообмену нужными сведениями или о нерасположенности собеседника к общению, о затруднительном, малоэффективном общении с ним.
О вовлеченности, интересе партнера по общению говорят следующие жесты: чем больше тело собеседника «раскрывается», чем больше голова и туловище партнера наклоняется к вам (но не вниз), тем более он вовлечен в контакт. Показателями заинтересованности является также взгляд, направленный прямо на собеседника, наклон вперед головы и корпуса, полностью выпрямленная спина, «активная» посадка на краешке стула, внезапное прерывание ритмической игры рук, ног или ступней, открытая жестикуляция рук, ускоряющаяся речь и жестикуляция. Если головы учеников не склонены набок, рассказ учителя им не интересен.
О полном согласии с собеседником свидетельствуют: расслабленная посадка головы, часто с наклоном назад; наклон головы набок; посадка «нога на ногу»; расслабленная (без угла и захвата ноги руками), широкая, удобная посадка; спокойный, твердый и прямой взгляд в глаза партнера; открытая, свободная улыбка; на несколько мгновений закрываемые глаза, при этом легкий кивок головой.
О наступившей готовности к активным действиям информируют резкое вскидывание головы, переход тела из расслабленного в напряженное состояние, подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или боковых краях стула. В данной ситуации дальнейшее продолжение беседы нежелательно, ибо сознание собеседника переключалось на предстоящую деятельность и его поза говорит о желании закончить разговор. Следует иметь в виду, что последующие действия могут оказаться и негативного для собеседника плана, учитывать предыдущий «контекст». В положении стоя готовность действовать выражает поза «руки на пояс».
О внезапном понимании информации свидетельствуют: горизонтальные складки на лбу над широко раскрытыми, внимательно следящими глазами, часто при обозначенном кивке головой.
О несогласии, разочаровании, желании скрыть свое отрицательное отношение говорят сцепленные пальцы рук или когда указательный палец направлен вертикально к виску и большой палец поддерживает подбородок, потирание затылочной части шеи, собирание несуществующих ворсинок с одежды, наклон головы вниз, взгляд искоса с опущенными вниз бровями, у курильщиков добавляется при курении струя дыма, направленная вниз.
Об обмане, неискренности, сомнении говорят жесты защиты рта рукой, большой палец прижат к щеке, притворные покашливания. Это свидетельствует о том, что собеседник знает, что вы лжете. Утонченный вариант – прикосновение к носу, потирание века, что означает желание скрыть или скрыться от обмана. Почесывание и потирание уха говорит о том, что собеседник вдоволь наслушался и возможно хочет высказаться сам. О неискренности говорит и оттягивание воротника: это свидетельствует о том, что собеседник подозревает, что его обман может быть раскрыт. О несогласии говорит и почесывание шеи под мочкой уха.
Об отвлеченности из-за убывающего интереса свидетельствуют жесты «закрытия» и «сокрытия» частей своего тела. Чем больше отклоняется назад или отворачивается, тем сильнее отвлечение. Отклонение верхней части тела, головы, «закрытая» поза рук и кистей, подпирание головы рукой, замедленный темп движений, ритмическая игра рук, ног, демонстративно ленивая поза откидывания в кресле, надолго закрывающиеся глаза или «пустой» взгляд.
О внутреннем беспокойстве, нервозности, нервном напряжении говорят: ритмические движения пальцев, ног. Часто с малой амплитудой, ритмические нарушенные движения повторяющегося характера (ерзанье на стуле, вращение какого-либо предмета, прищуривание). При нервозности подросток грызет ногти, взрослый - кончик ручки, карандаша.
Об удивлении, испуге, невозможности понять, беспомощности свидетельствуют: горизонтальные складки на лбу, широко открытые глаза, поднятые вверх брови, открытый рот, с приподнятыми уголками губ, побледнение. О непонимании говорит и пожимание плечами.
Подавленность, беспомощность, полная нерешительность проявляется в «пустом» взгляде, наклоненной вниз голове, слабости напряжения, высоко поднятых плечах, в прижатых к телу локтях, очень широко раскрытых глазах, поморщивании носа, упирающемся в рот пальце.
О задумчивости, раздумье говорят: взгляд вдаль, медленное потирание лба стирающими движениями, пальцы касаются приоткрытого рта, при этом взгляд направлен на определенное пространство, закрытые на несколько мгновений глаза, язык проводится по краю губ, малоподвижная, но относительно богатая мимика.
Об удивлении, гневе, возбуждении, ярости говорят: сильное напряжение (в положении «стоя», собеседник приподнимается вверх, а «сидя» проявляет готовность вскочить), руки резко засовываются в карманы, с последующим напряжением в плечевом поясе, кисти рук сжимаются в кулаки, вертикальные складки на лбу, взгляд исподлобья, твердый взгляд на партнера, подчеркнуто закрытый лоб, учащенное дыхание, расширенные зрачки глаз.
Всегда говорят «о закрытости» собеседника перекресты рук и ног (в форме цифры «4» - в положении «сидя» с захватом ноги руками). Если один из собеседников скрестил руки (в том числе и за спиной), то это чаще всего вызовет аналогичный жест и у собеседника. Скованность, мышечная зажатость одного из партнеров по «принципу зеркала» отразится и на другом. О закрытости собеседника, напряженности и официальности общения говорит и застегнутый на все пуговицы пиджак, а также дистанцирование, уклонение от прикосновений.
Многое о психическом состоянии человека может сказать походка.
Быстро ходят, размахивая руками, люди, имеющие ясную цель и готовые немедленно ее реализовать. Руки в карманах, даже в теплую погоду, держат обычно повышенно критичные и скрытные люди; как правило, им нравится подавлять других людей. В карманы при ходьбе засовывают руки те, кто находится в угнетенном состоянии, при этом волочат ноги, предпочитают смотреть вниз себе по ноги. На бедрах держат руки те, кто хочет достичь целей кратчайшим путем.
Малоизученной подструктурой невербального поведения является «контакт глаз». Во время разговора нужно смотреть прямо на того, к кому обращаешься, слушая – на говорящего. Частый и устойчивый контакт глаз означает доверие. Когда человек агрессивен или защищается, контакты глаз также резко возрастают. Взгляд становится напряженным. Взгляд искоса, украдкой говорит о сомнении. Пустой взгляд – о скуке. Человек отводит взгляд при ощущении вины и стыда.
Интонационное сопровождение слов тоже может многое рассказать наблюдательному слушателю. Чрезвычайно высокий, пронзительный, громкий или дрожащий голос часто расценивается как признак беспокойства. Неожиданные спазмы, изменения ритма, скорости речи, разрыв слов, неуместный хохот, учащенное дыхание – также симптом напряженности, волнения. О стрессе говорит тонкий, писклявый, срывающийся на фальцет голос. О психическом состоянии говорит и темп речи. В состоянии возбуждения, агрессии люди говорят быстро. Замедление скорости речи говорит о нежелании высказывать свою позицию или стремлении оттянуть неприятный ответ, потребность подумать.
Громкость речи часто свидетельствует о возбуждении. Если она вызвана восторгом, энтузиазмом, радостью, не следует пытаться пригасить выражение чувств. Если человек говорит громко от гнева, испуга, беспокойства, а вы не в состоянии продолжать беседу в подобном тоне, попробуйте успокоить собеседника.
Тихий голос может свидетельствовать о волнении, стрессе (например у меланхолика) как и громкий, или указывает на конфиденциальность информации, не предназначенной для чужих ушей. Нужно выяснить причины тихого голоса.
Поворот тела и направление ступней ног собеседника говорят о направлении (пространственном) его устремлений, интереса. Если они не обращены к собеседнику, значит, он не интересен, не принят в ситуацию общения, даже если голова обращена в его сторону.
О мимических выражениях эмоций уже говорилось. Отметим лишь, что положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Однако людям при помощи невербальных средств удается выразить больше вариаций негативного отношения, чем позитивного, ибо в практике профессионально-делового общения, согласно этическим нормам, не принято открыто высказывать негативное отношение к партнеру.
Следует иметь в виду, что только комплексное рассмотрение всего богатства невербальных поведенческих реакций в конкретной ситуации дает возможность адекватного ее прочтения, так как некоторые телодвижения являются унифицированными, т.е. проявляются в ряде состояний как негативного, так и позитивного плана. И только в сочетании с другими невербальными средствами позволяют определить характер ситуативного проявления психического мира личности.