Происхождение и природа техники. Основные проблемы философии и техники.
Понимание техники в широкой перспективе невозможно без особой философии — философии техники, которая занимается осмыслением технической деятельности человека, ее значения и перспектив. Любое понимание техники есть своеобразная интерпретация, универсального понимания техники не существует. В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобретает характер силы, господствующей над человеком. Особый интерес представляет для нас интерпретация техники в XX веке — ведь только в то время философия техники стала самостоятельной философской дисциплиной.
Испанский философ Ортега-и-Гассет указывал в связи с анализом техники на двойственность человека — он отличен от природы и вместе с тем посредством техники он с ней сливается. Все философы техники едины в одном: техника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак.Техника и Этика.
Из сказанного можно сделать вывод: ни в коем случае нельзя допустить, чтобы техника лишила нас статуса человека. В конце XX века требование быть моральным означает быть ответственным. Этика ответственности — это ключ к разрешению различного рода кризисов, связанных с бесконтрольным развитием техники. Человек может сделать больше, чем он имеет на то моральное право. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на содержание технической деятельности человека. Итак, техническая деятельность человека не является нейтральной в этическом отношении. Моральным идеалом технической деятельности человека является этика ответственности. Техника — это символ этики человека, как ее чистоты, так и нечистоплотности.
o Техника как совокупность технических устройств есть знак всей деятельности человека, его ценностей;
o В технике человек часто вредит себе, он забывает себя;
o Человек как существо, вырабатывающее цели и ценности, не может быть замещен техникой. Техникой может быть замещен человек, выполняющий функцию технического устройства;
o Техническая деятельность человека не нейтральна в этическом отношении, она не может избежать кризиса в случае отказа от этики ответственности.
Предсказуемо ли будущее?
Подходы к изучению будущего.
Используется прием «трендового анализа», т.е. построение на базе фиксированных тенденций наиболее устойчивой, всеобъемлющей тенденции (тренда). На этой основе строится «сценарный подход», определяется веер возможностей, перебираются варианты грядущего. весьма распространены утверждения о том, что будущее непредсказуемо. Нам неведом замысел Вседержителя, утверждают богословы, невозможно предугадать напор жизненного напора, утверждают социологи, нестабильный Универсум не дает оснований для сколько-нибудь обоснованных и точных предвидений- уверяют ученые философы. Все же согласиться с этим безоговорочно нельзя. Разумеется, вся конкретная вязь фактов, взлетов и падений властителей и государств, рождение гениев и смерть тиранов в своей уникальность явно непредсказуемы.
Существует несколько подходов в оценке будущего в зависимости от человека. Карл Поппер утверждал, что будущее зависит только от нас, а над нами не довлеет никакая историческая необходимость. Лев Николаевич Толстой утверждал, что человек является причиной всего, что происходит в мире. Будущее не обладает бытием, и именно это накладывает на нас большую ответственность, так как мы, именно мы можем влиять на будущее. Осмысливая эти позиции, убеждаешься в том, что они грешат крайним радикализмом, безопеляционной уверенностью в безусловной истинности своих выводов. Близость экологической катастрофы, атомное оружие, беспечное расходование иссекаемых природных источников сырья, засорение окружающей среды, изменение климата – все это следствие деятельности человека. И на самом деле, её последствия могут быть самыми плачевными.
Глобальные проблемы.
«Глобальные проблемы - современные проблемы существования и развития человечества в целом. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов.
Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов;Демографическая проблема; Продовольственная проблема; Проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий;Проблема предупреждения энергетического кризиса; Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства;Освоение богатств Мирового океана, освоение использование космоса в мирных целях прогресса; глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего.
Эти проблемы, в частности, можно именовать «общечеловеческими» глобальными проблемами. Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники;Устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научно-технического прогресса в интересах человека; Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации; Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации; Проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности; Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде.
Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Важно подчеркнуть, что предложенная формулировка трех групп глобальных проблем имеет явно выраженную гуманистическую направленность, поэтому было неправильно относить эту характеристику только к третьему классу глобальных проблем. Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.