Социологическое направление в понимании человека.
Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек — общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.
Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).
В Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений. В наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества.
С точки зрения Эмиля Дюркгейма для понимания "социологизма" необходимо выделить и различить в нем два аспекта: онтологический и методологический.
1) Онтологическая сторона "социологизма", то есть концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов.
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
1. Подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами".
2. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности.
3. Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это социальный реализм. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам.
2) Методологическая сторона "социологизма" тесно связана с онтологической и симметрична ей.
Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Основной принцип его методологии: "Социальные факты надо рассматривать как вещи".
Экзистенциализм о человеке.
Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), философия существования – психолого-философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Философия экзистенциализма, изучает отраженную в психике веру человека в свободу, сопровождающую его выбор. Данная философия позволяет получать основания изучать людей в качестве уникальных субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.
Представители в философии и психологии.
Среди основоположников экзистенциализма можно назвать таких видных философов, психологов и психотерапевтов как: Н. А. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер, А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Г. Марсель, С. де Бовуар, Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи, Х. Ортега-и-Гасет, У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эдди.
К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа; в немецком протестантизме диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман. Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.
Основы философского учения.
Экзистенциализм как философская теория познает бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта, что противоречит традициям рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления. Описание структуры экзистенции Хайдеггером, Сартром, Мерло-Понти и другими выделило в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность.
Экзистенция имеет важно свойство, она «открыта», направлена на другое. И именно это другое и становится ее центром притяжения. Хайдеггер и Сартр отмечают, что, экзистенция это бытие, устремленное к ничто и сознающее свою конечность. Философы – экзистенциалисты (а вслед за ними психологи и психотерапевты) описывают различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в «пограничной ситуации», как ее определяет психолог и психотерапевт К. Ясперс, в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как суть своего существования.
Устанавливая экзистенцию через понятие конечности, философы экзистенциалисты определяют последнюю как временность, точкой отсчета которой является смерть. Временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы ее конечности.
Экзистенциализм вбирает в себя религиозные традиции, но отделен от религиозных верований и церквей. Эта философия отражает духовные предположения (предпочтения) различного рода. Знать, что нет конечной правды – это то, что оставляет нам лишь встречу с другим в каждом моменте нашего бытия.