Человек в христианской антропологии.

В основе христианской антропологии лежит идея об образе и подобии Божием. Св. Василий Великий говорит, что человек есть тварь, получившая повеление стать Богом. Это повеление надо понимать не как принуждение, а как обращение к человеческой свободе. Как существо личностное, человек может принять или отвергнуть волю Божию, но образ Божий — неразрушим в человеке.

Св. Григорий Богослов считал, что личность свободно выбирает между добром и злом, между подобием и неподобием Богу. Всякое неподобие ограничивает личность, зетемняет образ Божий в ней.

Разное и противоположное понимание тезиса о человеке как образе и подобии Божием показывают западная и восточная святоотеческие традиции. Блаженный Августин стремился составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, открывая в Нем то, что мы находим в своей душе, сотворенной по Его образу. В.Н. Лосский называет это метод методом психологических аналогий.

Св. Григорий Нисский, оставаясь в рамках Восточной традиции, наоборот, исходит из того, что Откровение говорит нам о Боге, а только затем переходит к человеку и находит в нем то, что соответствует образу Бога. Этот метод — богословский.

Августин старается познать Бога, исходя из сотворенного по Его образу человеку, следуя в рассуждениях от вторичного (образа) к первичному (Первообразу),Григорий Нисский стремится определить истинную природу человека, исходя из понятия о Боге, по образу Которого был создан человек. В рассуждениях последнего движение мысли идет от Первообраза (первичное) к образу (вторичное).

Св. Григорий Нисский в связи с идеей образа и подобия Богу понимал совершенство человека, заключающееся не в том, что уподобляет его совокупности тварного, а в том, что отличает его от космоса и уподобляет Творцу. И далее, по мысли св. Григория, образ этот непознаваем, ибо отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем более четко определить, в чем же состоит образ Божий.

Согласно св. Григорию, человек — существо личностное, так, как только личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу. Заметим, что личность — не какая-то часть существа, а целое, подобно тому, как Лица Троицы — не части Бога.

Святитель Григорий Великий, или Двоеслов, бывший папой Римским и святым Православной Церкви, выдающийся церковный деятель и богослов, учил, что человек был сотворен по образу Божию и по подобию Божию, хотя он не всегда четко разграничивал эти понятия. Образ Божий он относил к духовной природе человека или к его разуму (в одном месте он говорил, что когда дух человека получил разумность, человек украсился «подобием Божественного образа»). Подобие Божие, под которым святитель Григорий иногда понимал бессмертие, человек имел в первоначальном состоянии, но утратил после грехопадения.

Святые Отцы не были едины во мнении о том, что же означает «образ Божий» в человеке. Однако суммируя их многоразличные, но в целом приводимые к единому общему знаменателю мнения, определим образ, как:

1. Способность ко всем видам познания — интеллектуального, рассудочного, чувственного, художественно-эстетического (познание и видение красоты), этического, самопознания, мистического (познания Бога по Его нетварным энергиям). Единственного, чего не может себе позволить человек, так это познания неприступной сущности Бога;

2. Творческие (как говорят, креативные) способности: создавать, преобразовывать хаос материи, идей, слов, звуков, красок по законам гармонии и красоты, организовывать жизнь по принципу добра и всякое доброделание и творение красоты есть творчество;

3. Свободную волю, как важнейшую черту образа Божия в человеке, с ее свободой и способностью к самоопределению, добровольным непринудительным хотением («хочу»), но с пониманием того, что с возрастанием свободы возрастает и ответственность! Бог свободен, и человек, сотворенный Богом, получает от Него эту способность выбирать. Конечно, свобода человека не абсолютна, абсолютной является только свобода Бога.

Человек занимает срединное, пограничное положение между миром земным и миром небесным и таким образом соединяет в себе чувственное и духовное.

Тайна взаимоотношений Бога и человека в том, что единственное, чем Бог наделил человека насильно — так это свободой самоопределения. Так что к любви, добру человек приходит самостоятельно, по своей воле. В свете приведённых выше мнений посмотрим на образование как на продвижение к образу, на процесс воссоздания и восстановления первоначально-заданного образа — через научение, обучение, воспитание, самопознание и самоанализ. Не случайно корневым в слове «образование» является «образ». Образование по определению, по самой семантике слова имеет целью строить человека по образу Первообраза!



Наши рекомендации