Перспективы человеческой цивилизации в ХХI веке.
Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, обеспокоено тем, что в наиболее развитых цивилизациях XX в., а именно в странах Запада, технико-экономический компонент не только доминировал, но подчас и подавлял культурно-этическую составляющую.
В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек (а не техника).
В то же время весьма энергично обсуждаются ценностные составляющие грядущих цивилизаций. Какие именно станут в них доминирующими: удовольствие, свобода, справедливость, национальная принадлежность, мир, счастье?
Итак, стратегия человечества стремится достойно встретить новые модернизации. А для этого ей нужна новая философия. В наше время широко обсуждаются глобальные проблемы человечества, т.е. те проблемы, которые касаются всего человечества. К этому добавляются и нравственные проблемы перед человеком как понимание сущности и времени, смерти и рождения. Проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.
Так же можно сказать и про информационное общество, в котором сегодня находится человек. Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе.
47.Онтология Хайдеггера: сущность и основные понятия.
Философия – не система знаний, а философствование, подключающее человека к бытию.
Нужно вернуть бытию его таинственность и осознать, что смысл – это то, что позволяет нам хоть что-нибудь видеть.
В своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, но впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое.
Свою задачу как философа М. Хайдеггер видел в том, чтобы по-новому обосновать учение о сущности и смысле бытия. Для достижения этой цели он стремился отыскать возможности повышения адекватности передачи своих мыслей средствами языка.
Понятие бытия для Мартина Хайдеггера является не только основой фундаментальной онтологии, но и становится основной философской темой на протяжении всего его творчества. Задача – возобновление и разработка вопроса о бытии.
Античная онтология не разграничивала понятия бытия и сущего и даже отождествляла их друг другу, понятие «сущности» являлось производным от понятия «бытие». Этот предрассудок, как в дальнейшем назовет его Хайдеггер, берет свое начало из философии Платона.
Хайдеггер во многом критикует понятие идеи Платона и видит именно в ней начало забвения самого понятия бытия. Хайдеггер считал, что основная ошибка Платона заключалась в обезчеловечивании бытия.
Хайдеггер пытается развеять все предрассудки, сформировавшиеся на протяжении истории философии. Хайдеггер выделяет несколько предрассудков, во-первых, это предрассудок связанный непосредственно с самой дефиницией понятия бытия (плод метафизики).
Следующий предрассудок, связанный с термином бытие связан с попыткой ограничить понятие бытия неопределимостью. Данный предрассудок Хайдеггер связывает с традицией отождествления бытия и сущего, он считает, что бытие не может быть определенно относительно сущего.
И последнее, Хайдеггер критикует понимание бытия как само собой разумеющееся.
Для разрешения данных предрассудков М. Хайдеггер вводит термин — «онтологическая дифференция» - различие между бытием и сущим.
Итак, отличительной чертой фундаментальной онтологии является выделение эссенции (сущность) и экзистенции (существование), то есть бытийствующего и способа быть.
Присутствие – это единственное сущее, которое способно испытывать затруднения. Его особенность в том, что оно имеет бытийное отношение к самому бытию. Через присутствие бытие становится разомкнутым и понятным.
Человек, попадая в мир и присутствуя в нем, испытывает состояние заботы. Она представляет собой единство трех моментов: «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем». Важнейшей стороной человеческого бытия является «бытие-в-мире», которое означает принадлежность внутримирового содержания человеку, т.е. существует неразрывная связь между человеческим бытием и миром.
Второй момент заботы – «забегание вперед» – означает, что человеческое бытие, постоянно убегающее от себя и ускользающее вперед, всегда есть бытие, проектирующее само себя в нечто большее, чем есть в данный момент. Тем самым оно не пребывает только в той точке пространства и времени, в которой находится его физическое тело.
Определяя заботу как «бытие-при-внутримировом-сущем», Хайдеггер подчеркивает тем самым специфический способ отношения к вещам как к спутникам человека в его жизни, как к чему-то близкому, согретому человеческим теплом и потому отдающему это тепло назад человеку.
Таким образом, забота является целостной структурой, в которой каждый ее момент есть определенный модус времени: «бытие-в-мире» – модус прошлого, «забегание вперед» – модус будущего (проект, постоянно на нас воздействующий), а «бытие-при-внутримировом-сущем» – модус настоящего (обреченность вещам).
Еще одно понятие, чрезвычайно важное для всей экзистенциальной онтологии, это понятие «ничто». Непосредственное переживание ничто, по Хайдеггеру, порождает у человека состояние ужаса (тревоги). Ничто открывает человеку его бытие в максимальной освобожденности от «фактического наполнения» этого бытия.
Хайдеггер был философом бытия, а не человека. Но он сделал очень много для того, чтобы ответить на вопрос: «Что есть человек в его соотнесении с бытием?» Он завершил переход от вопросов бытия, как оно есть «в-себе», от попыток раскрыть тайны этого бытия к вопросу о смысле бытия, т.е. к человеческому бытию (культуре, свободе, истории, политике), которое предполагает отношение.
48.Проблема преемственности в развитии общества и определения критериев исторического прогресса.
Преемственность - связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания отрицания.
В истории философии для тех метафизич. концепций, которые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертро-фирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в объекте при переходе его к новым состояниям.
Развёрнутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведён Гегелем, который рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания.
Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда её осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроизводство в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы и характеристики объекта.
Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем возникающих здесь — проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями» следовательно, главной в развитии общества является П. материального производства, определяющая П. и различных форм духовной Жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время непосредственно зависят от мыслительного материала, накопленного предшествующими поколениями.
В силу сложности и внутр. противоречивости социального развития П. здесь может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение её содержания к социальному прогрессу. Борьба с П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководства обществом.
Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. Эти понятия взаимоисключают друг друга. Но на деле П.— необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, т. к. не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными.
В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зёрна абс. истины. В философии П. выражается в относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологич. социологии, этики и эстетики.
Представление о прогрессе - направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу оно носило в основном оценочный характер. Идея исторического прогресса родилась из отрицания христианской эсхатологии - религиозного учения о конечной судьбе мира и человека, цели космоса и истории. Прогресс был замечен сначала в сфере научного познания, а затем идея прогресса была распространена на сферу социальных отношений.
Просветители связывали с понятием прогресса царство разума и в ранг конечной цели истории возводили идеалы и иллюзии нарождающейся буржуазии. Невозможно не упомянуть имени итальянского философа 18 в. Вико, который наиболее тщательно разрабатывал идею общественного прогресса. Он утверждал, что все народы проходят три этапа своего развития: божественный, подчиненный жрецам, героический, реализующийся в аристократическом государстве, и человеческий, возможный в республике или представительной монархии. Пройдя эти этапы, человечество осуществляет движение по нисходящей линии. Начинается эпоха упадка, а затем все повторяется вновь. Таким образом, внимание было обращено на циклический и противоречивый характер исторического развития. Поэтому понятие прогресса необходимо соотносить с его противоположностью, понятием регресса . В целом прогресс характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как объективный закон исторического развития. Однако одной из существенных особенностей прогресса является присутствие в нем регресса отдельных элементов, связей и функций.
Оригинальной концепцией прогресса, явилась теория русского писателя и философа второй половины XIX в. К. Н. Леонтьева .Он открывает как бы предустановленную гармонию законов природы и законов эстетики, т. е. признает эстетический смысл природной жизни. Он считает, что прогрессу в природе соответствует и основная мысль эстетики: единство в разнообразии, так называемая гармония, в сущности, не только не исключающие борьбы и страданий, но даже требующие их. В прогресс, по мнению К. Н. Леонтьева, надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, неблагодушной, все ожидающей какой-то весны. В целом прогресс - это постепенное восхождение к сложнейшему, постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и разнообразию, увеличению богатства внутреннего. Высшая точка развития есть высшая степень сложности, объединенной неким внутренним деспотическим единством. Спасение мира - в расширении и упрочении разнообразия.