Философия Возрождения о природе и человеке.
Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo- человек)- идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. В философии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропоцентризме (от греч. anthropos - человек) - мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия человека.
Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы.
Человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Формально по - прежнему еще в центре мироздания стоял Бог, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека. В эпоху Возрождения Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Человек начинает искать точку опоры в себе самом - в своей душе, теле, телесности (культ красоты - Боттичелли, Леонардо, Рафаэль).
Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляет взаимоуважение и любовь. В философии эпохи Возрождения доминирует эстетическое, мыслителей больше интересует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы.
Во взглядах на природу в возрожденческой философии установился пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) — учение, отождествляющее природу и Бога, выдающимся представителем которого был Джордано Бруно. Человек для Бруно - часть природы. Его любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром.
Две формы: - натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический (Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) решая проблему соотношения мира и Бога в философском дискурсе, считает, что Единое есть все, отождествляет единое и беспредельное, центр и окрестности космоса — мир не имеет пределов. Учение о человеке в пантеистической космологии Кузанского устанавливает непосредственную связь с абсолютной природой Христа, которая есть свернутое состояние человеческой природы. Человек силой своего ума раскрывает Мир в его понятиях, только соприкасаясь с миром природы.
18. Ф. Бэкон о природе знания и становление экспериментальной науки
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.
Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.
Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм - это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом - все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм - учение, признающее разум единственным источником познания. Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию - движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию - движение мысли от общего к частному.
• XVII – эпоха революций
• развитие экономики, политики, социальной жизни, стремление к практическим знаниям, точным наукам.
• завершение гелиоцентрической модели, формулировка законов движения планет, основы физики и естествознания
• толчок к атеистическому мировоззрению
Ф.БЭКОН - основатель материализма и экспериментальной науки нового времени. "Новый органон" - сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт. Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя (многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания - способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал против схоластики. Наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти, воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и философской, их предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперименте и опыте. Новые знания о природе можно получить лишь, исследуя ее саму. Преграда на пути к истинному познанию - теория идолов:
- идол рода (приписывание чел. своих свойств природе вещей, которые он изучает);
- идол пещеры (ошибки, связанные с субъективным взглядом чел., с его эмоциями);
-идол площади (ошибки, связанные с общественным мнением);
- идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке, существование авторитетов, влияние традиции).
Учение о 4 принципах, связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, цель. В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета наблюдении:
1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в обл. изучаемого процесса.
2.Таблица негативных инстанций.
3.Сравнение + вывод о том, что превалирует.
Две части души - чувственная и разумная.
Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида (идеализированное общество, под руководством философов, без воровства, но остались классы). Заслуга Б. в развитии философского заключения в том, что он
1) восстанавливает материальные традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. материализм и вскрыл заблуждения идеализма
2) выработал собств. материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как совокупность частиц, а на природу - как на совокупность тел, наделенных разными качествами.
- Широко применял метод индукции – от частного к общему.
19. Учение о субстанции в философии Нового времени.
В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время характеризуется тем, что в этот период в европейской истории:
–наступает эпоха великих географических открытий, стимулирующая приток золота из Нового Света и оживившая этим экономику Европы;
–оздоровившаяся экономика стимулировала быстрое развитие промышленности;
–астрономическая революция Коперника полностью изменила взгляд на физическую картину мира, а введение Галилеем в науку метода физического эксперимента сформировало основы нового естествознания.
В итоге всего этого возникает большое количество не только новых знаний о мире, но и много сложных научных проблем, требующих философского осмысления.
Активный процесс философского осмысления новых проблем и новых знаний пробудил интерес к разработкам в методологии познания. В результате философия перестает быть логическим обоснованием интуитивно выведенного знания, а начинает превращаться в истолкование научно определенных фактов. В итоге познание становится центральной проблемой философии, а сам этот период в развитии философии приобрел гносецентристский характер (от греческого «gnosis» – знание, познание). Основными направлениями философии Нового времени были:
1.Рационализм (от латинского «ratio» – разум), где главным источником знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли и понятия. (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 2.Эмпиризм (от греческого «empiria» – опыт), который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. (Бэкон, Гоббс, Локк).
Рассматривая учение о субстанции, стоит отметить, что именно для рационализма понятие субстанции является ведущим, в эмпиризме субстанция хотя и не ведущее понятие, но они его используют, говоря, что природа сознания является некой субстанцией.
Субстанция (латин. substantia — сущность) есть то, что лежит в основе. Все многообразие вещей есть разные состояния одной субстанции.
Именно потребность объяснить существование многообразия и изменения привели к пониманию субстанции.
В Новое время возникла проблема взаимосвязи духовной и материалистической субстанций. Действительно, есть вещь, например цветок. Мы его можем потрогать, даже уколоть руку его шипами. Но тот же цветок мы можем представить. Из чего же состоит тот цветок, который мы представляем? Ясно, что он из чего-то другого. Декарт, определяя субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, утверждал, что вещи состоят из протяженной субстанции, а их представления — из мыслящей субстанции. Но в таком случае как они связаны между собой?
Декарт, решая эту проблему, вынужден был признать независимое существование обеих субстанций: протяженности и мышления. Такой подход называется дуализмом(дуальный — двойной). Но при таком подходе надо было объяснить синхронность действий двух субстанций. Объяснение дал его ученик с помощью «теории двух часов». Если одни часы имеют стрелки, но не имеют боя, а другие имеют бой, но не имеют стрелок, то, чтобы пользоваться ими, мы должны их завести одновременно. Так при создании мира Бог «завел» одновременно обе субстанции, и теперь они действуют синхронно.
Спиноза (1632-1676), сохраняя Декартово определение субстанции как причины самой себя, избавляется от дуализма тем, что протяжение и мышление объявил не субстанциями, а атрибутами (неотъемлемыми признаками) одной, общей для них субстанции — телесной природы, или Бога.Признание только одной субстанции, лежащей в основе мира, называется монизмом.
Немецкий философЛейбниц (1646-1716) утверждал, что субстанция не может быть протяженной, так как протяжение означает, что она состоит из чего-то, но субстанция не может состоять из частей. Субстанция — это нечто бестелесное, как душа. Лейбниц называет эти маленькие бестелесные души монадами. Все вещи состоят из монад. Сами они бесконечно малы, но их совокупность составляет вещи. Так Лейбниц пришел к идее интегрального исчисления.