Онтология и гносеология Платона.

Онтология -метафизическое учение о бытии.Гносеология -теория познания.

Платон– ученик Сократа, первый греческий философ, который признал мир идей, понятий, мыслей в качестве первичного по отношению к миру вещей, идеалист. «Сущность не заключена в границах вещи». Сущность – идея. Вещей много, а сущность одна. Его работы – диалоги, которые обладают сюжетной линией. Материальное бытие создается Творцом наподобие того, как человек создает конкретную вещь. Создателем является разум, который и формирует материальный мир из хаоса, приводя вещи «из беспорядка в порядок».

Онтология Платона: Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий. Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи – причины бытия вещей. Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны. Идеи имеют структуру, подобную пирамиде. Вершину этой пирамиды образуют идеи высшего ранга, такие, как идеи блага, истины, прекрасного, справедливости. Второй ряд - природные процессы и явления: идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд образуют идеи основных групп предметов и живых существ, например, растения, животные, человек. Мир предметов (вещей) вторичен и производен от мира идей, т.к. вещи временны, в них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Платон создает объективный (независимый от всякого сознания) идеализм. Идеализм Платона объективный, потому что царство идеи находится в нечеловеческого разума.

Гносеология Платона: В познании главная роль отводится душе, т.к. чувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека. Предметом познания является мир идей. Именно знание идеи вещи позволяет познать и саму вещь.

9.Антропология и социальная теория Платона.

Антропология – наука, занимающаяся изучением человека - Платона. Человек - единство души и тела, в основе которого лежит душа. Поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти. Платон делит души людей на 3 категориив зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум (философы), страсть (стражники и воины) и вожделение (крестьяне, торговцы, ремесленники). Душа – сущность человека. Она вечна, нематериальна и состоит из трёх иерархически упорядоченных частей: высшая часть души - разум, мыслительная способность человека; средняя часть души - воля, благородные желания, низшая часть души - чувственность.

У каждого человека одна из частей души преобладает над двумя другими. В философии Платона закрепилось разделение на внутренний и внешний мир.
Внутренний мир – это мысли и чувства человека; другими словами – это душа.
Внешний мир – все остальное: небо, деревья, дома и т.д. включая и тело человека. (Слово «тело» в основном и обозначает некую оболочку для души).

Социальная философия Платона. Платон выдвигает теорию идеального государства – условия для совместной жизни людей. По Платону, идеальное государство должно представлять собой сообщество трёх социальных групп, трёх классов граждан:

1)Правители(Платон называет их философами). Эту группу должны составлять люди, у которых преобладает разумная часть души. Именно им следует доверить дела правления государством (в силу присущей им мудрости).

2)Стратеги, т.е. воины, стоящие на страже интересов государства. Этот класс должны составлять люди, у которых преобладает волевая часть души.

3)Производители материальных благ(земледельцы, ремесленники, торговцы). Этот класс должны составлять люди, у которых преобладает чувственная часть души.

Идеальное государство Платона так же предполагало наличие рабов, однако, рабы не имели гражданских прав и рассматривались как орудия.Для стратегов и правителей Платон предлагает общность имущества. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая концепция воспитания имела единственной целью построить государство-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма. Все обязаны были говорить "наше". Частная собственность должна была уступить место общественной.

Из реально существовавших в его время форм государственного правления Платон наиболее высоко оценивает аристократическую республику. Далее, по убыванию ценности, он расставил: тимократию (власть нескольких, основанная на военной силе); олигархию (власть нескольких, основанная на их финансовом могуществе); демократию (власть толпы, неблагородного демоса, народа), тиранию (насильственную власть одного человека).

Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своего природного и законодательного предназначения. Формой идеального государства,по мнению Платона, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, но предпочтение он отдавал монархии.

Наши рекомендации