Формы институализации средневековой науки
Основной источник: Кохановский «Философия науки в вопросах и ответах».
Эпоху Средневековья относят к началу 2-го века н.э., а ее завершение – к концу 14-го – началу 15-го веков. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Традиционно средневековье изображают как период регресса по сравнению с античностью. Тем не менее, можно выдвинуть тезис, что в действительности же упадок коснулся в основном только изящных искусств. В области же техники наблюдался значительный прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов и выборно-представительные органы в форме парламента. В диспутах шлифуется логика мышления.
В середине 9-го века под началом епископа Льва, прозванного Математиком, была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал буквы как математические символы. В центры научных знаний превращались монастыри, при которых, начиная с 6-го века, существовали школы, обеспечивающие необходимый для священников уровень образования. Хотя в них давались и элементы светского образования, они были существенно урезаны, так как приспосабливались к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Ритортика, например, сводилась к умению составлять проповеди. В первой половине 11-го века из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.
В эпоху Средних веков знания были вписаны в систему средневекового мировоззрения, для которых характерно стремление к всеохватывающему знанию. В этой парадигме не было места знанию частному или относительному. Поскольку по Библии орудием творения выступало Слово, считалось, что если человек овладел понятиями, то он получил исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность, таким образом, сводилась к исследованию последних. В силу этого универсальным методом становится дедукция, царствует дедуктивная логика Аристотеля. В науке господствует схоластический метод с его необходимым компонентом – цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.
Естественно, эксперимент как метод исследования и доказательства не мог существовать. В качестве примера можно привести известный факт: Аристотель в одном из своих сочинений указал, что у мухи восемь ног. И хотя это может быть легко проверено опытным путем, это утверждение не было опровергнуто довольно долгое время.
Познание могло осуществляться только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все, противоречащее религии, подлежит запрету. Так, в 1131г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Считается, что в мире, сотворенном Богом, нет объективных законов. Более того, если некоторая истина, добытая разумом, противоречит Священному писанию, то она должна быть отвергнута (Ансельма Кентерберийского, 1033-1109).
Средневековая философия в основном изучала богословские вопросы. По поводу обоснования веры было сформулировано множество различных точек зрения, от «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиана (160-220), который полагал, что вера не нуждается в рациональной аргументации, а является результатом акта откровения, до принципа «Понимать, чтобы верить» Абеляра (1079-1142).
Для Средневековья характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась сущности общих понятий – «универсалий». Концепция номинализма заключалась в том, что универсалии существуют лишь в уме человека. В 14 веке Оккам выразил эту идею, заявив, что предметами познания могут быть лишь единичные вещи – индивидуальности. Реалисты же утверждали, что универсалии существуют независимо от сознания.
Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая – с естественным разумом.
К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой той эпохи.
Несмотря на ограниченность познавательных методов Средневековья, в учеными этой эпохи (в оптике, алхимии, медицине, астрологии, математике) были заложены основы наук нового времени.