Диалектическая концепция взаимосвязи философского конкретно-научного знания.
В чем заключается сущность этой концепции? Во-первых, в обосновании наличия необходимой и существенной взаимосвязи между философией и наукой, начиная с момента их возникновения и вплоть до сегодняшнего дня. Во-вторых, в понимании этой взаимосвязи как диалектически противоречивого единства, т.е. единства противоположностей. В-третьих, в утверждении структурной сложности механизма и форм взаимодействия философии и науки. В-четвертых, в обосновании того, что эффективное взаимодействие между ними возможно только на основе признания равноправия и относительной самостоятельности каждого из них.
История науки убедительно свидетельствует о том, что многие выдающиеся ученые создали блестящие работы по философии науки как в целом, так и по отдельным философским проблемам науки (Г. Галилей, И. Ньютон, Ч. Дарвин, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, А. Н. Колмогоров, В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев и др.). Но доказывает ли это существование необходимой внутренней взаимосвязи между философией и частными науками? Ведь в качестве контраргумента можно привести доводы, что, во-первых, подавляющее большинство ученых вообще серьезно не интересуются философскими вопросами науки, а, во-вторых, мало ли чем занимаются гениальные ученые помимо науки (искусством, общественной деятельностью, религией и т.д.). Во многом это справедливо. Поэтому доказательство внутренней, необходимой связи философии и науки должно лежать не в плоскости социологического анализа частоты обращения ученых к философскому знанию при решении своих научных проблем, а в анализе возможностей и предназначения конкретных наук и философии, их предметов и характера решаемых проблем.
Диалектическая концепция взаимосвязи философии и науки исходит не только из существенного влияния философии на развитие науки (не соглашаясь здесь с позитивизмом и в определенной степени поддерживая трансценденталистскую концепцию), но и утверждает столь же существенное влияние науки на развитие философии (выступая здесь явным оппонентом антиинтеракционистской концепции). Это влияние возможно потому, что, несмотря на различие философского и конкретно-научного познания, оба они принадлежат к одному типу познания - рациональному способу решения своих проблем (объективного знания о мире - в случае науки и построения мировоззренческих концепций - в случае философии). Более того, при разработке философского учения о мире, философской онтологии рациональная философия обязана учитывать опыт научного познания действительности. При этом философия обязана принимать во внимание историческую изменчивость содержания науки, а также наличие в ней альтернативных теорий, концепций и направлений. При разработке философского учения о бытии философия не должна сводить его к научным воззрениям своего времени, некритическому повторению и воспроизводству. Для философии опыт научного познания мира является лишь средством решения ее собственных онтологических и мировоззренческих задач. Оно может быть плодотворным с точки зрения философской рациональности в том случае, если:
а) опирается на опыт не только науки, но и всей культуры;
б) является результатом критической рефлексии;
в) "привязывается" к основным ценностным ориентирам существования человека в мире.
Как и всякое диалектическое единство, взаимосвязь философского и конкретно-научного знания является опосредованной, а именно таким видом знания, которое сочетает в себе элементы как философского, так и конкретно-научного дискурса. Посредствующим звеном, представляющим собой особый вид синтетического, "кентаврового" знания, служат философские основания науки и научные основания философии, а также философия науки в целом как специфическая область междисциплинарного знания. С логико-методологической точки зрения философские основания науки - особый вид интерпретативных предложений, связывающих философские и конкретно-научные понятия. Непосредственно в самой науке их аналогом выступает эмпирическая интерпретация теории как особое множество высказываний, получивших в философии науки название "предложений соответствия" или редукционных предложений. Как между эмпирическим знанием и научной теорией, так и между философией и наукой не существует взаимно однозначного соответствия. Как известно, одна и та же научная теория может иметь несколько различных эмпирических интерпретаций (и, соответственно, областей своего применения и проверки). С другой стороны, одни и те же эмпирические данные могут быть объяснены с позиций различных и даже альтернативных научных теорий. История науки и ее современное состояние дают многократное тому подтверждение. Точно такое же неоднозначное соответствие существует между философией и наукой. Никакое конкретно-научное знание не может непосредственно выступать ни подтверждением, ни опровержением какой-либо философии, с другой стороны, никакая философия не находится ни в позитивном, ни в негативном отношении к определенной научной теории, а только лишь после соответствующей философской интерпретации этой теории либо соответствующей научной интерпретации определенной философии. Основная задача (и ответственность!) за установление конкретного характера связи между определенной философией и определенными научными теориями лежит в сфере философии науки, философской интерпретации последней. Нахождение и установление такой интерпретации - творческий процесс, относящийся к фундаментальным задачам как философии, так и науки.
Одно из главных достоинств диалектической концепции соотношения философии и науки в том, что в ее рамках удается синтезировать основное содержание альтернативных ей вариантов решения проблем, рассмотренных выше, и избежать их недостатков, заключавшихся в абсолютизации некоторых реальных моментов взаимоотношения философии и науки.
Большой вклад в развитие диалектической концепции соотношения философии и науки, а равно и диалектической философии науки внесли прежде всего создатели ее фундаментальных теорий и направлений (И. Ньютон, Ч. Дарвин, А. Лавуазье, Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, A. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Д. Гильберт, В. Гейзенберг, Н. Бор, B. И. Вернадский, И. Пригожий, Н. Моисеев и др.). Для всех выдающихся ученых концепция диалектического взаимодействия философии и науки вполне естественна, так как адекватно отражает их собственную деятельность. С одной стороны, для них очевидно, что любая конкретная наука находится вне философии и имеет вполне самостоятельный статус, с другой - для них столь же очевидно, что создание новых фундаментальных научных теорий и направлений связано не просто с выходом за границы существующей науки, но часто и с пересмотром прежних устоявшихся в науке взглядов. В обоих случаях без обращения к философскому осмыслению этой ситуации и без взаимодействия с философией не обойтись, что прекрасно подтверждает реальная история науки. Не менее существенный вклад в разработку диалектического понимания соотношения современной науки с философией внесли также и выдающиеся философы XX в., например, А. Бергсон, А. Н. Уайтхед, Тейяр де Шарден, Дж. Бернал, М. Бунге. Среди них отечественные мыслители Б. М. Кедров, И. Т. Фролов, С. Т. Мелюхин, М. Э. Омельяновский, П. П. Гайденко, В. С. Готт, В. И. Купцов, В. С. Степин и др. Все они подчеркивали необходимость взаимодействия философии и науки, интенсивного обмена их когнитивными ресурсами. Такой обмен одинаково важен для развития как науки, так и современной философии.
Выводы
1. В истории философии науки были тщательно разработаны четыре основных концепции взаимоотношения философии и науки: трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистскаяи диалектическая.Все они и сегодня имеют достаточно большое число сторонников среди философов и ученых.
2. Сущность трансценденталистскойконцепции - "философия - царица наук". Истинное знание едино и целостно, а философия является его аксиоматикой, множеством всеобщих истин о бытии и познании. Истинная наука - теоремная часть истинной философии со всеми вытекающими отсюда последствиями понимания взаимоотношения между ними.
3. Сущность позитивистскойконцепции - "наука сама себе философия". Развитая наука способна справиться со своими проблемами самостоятельно, не прибегая к помощи философии. Философию в принципе можно воспринимать как конкретную науку, но тогда она должна отличаться от других наук только своим особым предметом, но отнюдь не методом. Метод у всех наук может быть только один: накопление эмпирической информации о своем предмете и ее обобщение в целях выведения законов.
4. Сущность антиинтеракционистскойконцепции - "наука и философия - принципиально различные и во многом несовместимые виды познания по своему предмету, методам и характеристикам знания". Философия и наука никак внутренне не взаимосвязаны между собой. Взаимодействие между ними может быть только внешним, как, например, между наукой и религией или между наукой и искусством. Однако при этом как философия, так и наука имеют огромную культурную значимость. Особенно философия, поскольку является средством формирования духовного мира человека как его высшей ценности.
5. Сущность диалектическойконцепции - "философия и наука существенным и необходимым образом взаимосвязаны друг с другом". Основания такой взаимосвязи - целостность сознания и целостность культуры. Взаимосвязь и взаимодействие философии и науки носят характер диалектического противоречия, единства противоположностей, взаимоотрицания и взаимополагания друг друга. Между философским и конкретно-научным знанием не существует жесткой демаркационной линии. Граница между ними не абсолютная и вечная, а относительная и изменчивая, она трансформируется по мере их развития и зависит от содержания философии и науки. Ни философия, ни конкретные науки не могут успешно функционировать и развиваться, не используя когнитивные ресурсы друг друга. Однако эффективное взаимодействие между ними возможно при условии признания взаимного равноправия и определенной свободы во взаимоотношениях друг с другом. Результатом взаимодействия философии и конкретных наук являются:
а) философские основания как науки в целом, так и отдельных наук и фундаментальных теорий;
б) многообразные (онтологические, гносеологические, аксиологические, социокультурные и антропологические) философские проблемы науки;
в) философия науки как особая область междисциплинарного знания, синтез философского и конкретно-научного знания.