Распространенные препятствия на пути к пониманию

Немногим людям удалось научиться слушать. Если вы умеете слушать не так хорошо, как хотелось бы, то первое, что надо сделать для повышения данной способности, — узнать о распространенных препятствиях на пути к этому.

Переоценка красноречия

Один комик однажды описал способность слушать как «грубое прерывание моих восклицаний». У многих такое же отношение к способности людей слушать, даже в большей степени, чем им хотелось бы. Например, если спросить 6 человек, как они могли бы улучшить способность общаться с людьми, многие скажут, что им нужно научиться убеждать людей и выступать на публике. И лишь немногие выразят желание научиться слушать.

Большинство людей переоценивает значение красноречия, в том числе и те, чья работа связана с людьми, например, в сфере продаж. Но истина в том, что эффективность общения не зависит от умения убеждать — только от умения слушать. Подумайте над следующим высказыванием: «Никто никогда не слушал себя из-за желания продать».

Те, кто умеет общаться с людьми, знают, как установить правильное соотношение между говорением и слушанием. Президент Авраам Линкольн, которого считают одним из самых успешных лидеров в истории Америки, умевших вести беседу, сказал: «Когда я хочу убедить человека, то одну треть времени я думаю о себе и о том, что я собираюсь ему сказать; две трети времени я думаю о нем и о том, что он может сказать». Это хорошее соотношение. Надо слушать в 2 раза дольше по сравнению с тем, сколько вы говорите.

Отсутствие сосредоточенности

Некоторым людям, особенно энергичным, трудно сбавить темп, чтобы действительно начать слушать. Многие люди говорят около 180 слов в минуту, но могут выслушать от 300 до 500 слов в минуту. Из-за такой разницы может возникнуть напряжение и ослабление внимания. Многие стараются заполнить эту паузу в общении и занимаются чем-нибудь другим, например, мечтают, думают о планах на день, вспоминают, что им надо сделать, или наблюдают за людьми. То же самое происходит, когда мы ведем машину: обычно мы смотрим на мелькающие пейзажи, едим, пьем или слушаем радио.

Если вы хотите научиться лучше слушать, надо позитивно направлять свою энергию и сосредотачивать внимание на собеседнике. Наблюдайте за жестами, за изменениями выражения лица. Смотрите человеку в глаза. Специалист в области управления Питер Друкер отмечал: «Самое важное в процессе общения — это слышать то, что не было сказано». Если вы расходуете дополнительную энергию и пристально наблюдаете за собеседником, растолковывая себе, что он говорит, то ваша способность слушать значительно улучшается.

Ощущение умственной усталости

Бывший президент США Рональд Рейган рассказал забавную историю. Два психиатра, пожилой и молодой, каждый день приходили на работу безупречно одетыми и полными сил. Но под конец рабочего дня молодой врач был измотан и растрепан, тогда как пожилой врач оставался таким же свежим.

«Как это у вас получается? — в конце концов спросил своего коллегу, не удержавшись, молодой врач. — Целый день вы выслушиваете пациентов, но остаетесь таким же свежим».

Пожилой врач ответил: «Легко. Я никогда не слушаю»1.

Всегда, когда вы слушаете других продолжительное количество времени, наступает истощение. А умственная усталость негативно сказывается на способности слушать.

Нам рассказали историю о 89-летней пожилой женщине, имеющей проблемы со слухом. Она пошла к врачу, который, обследовав ее, сказал: «Сейчас мы проводим операции, которые помогают людям вылечить нарушения слуха. На какой день вы бы хотели назначить операцию?»

«Не будет никакой операции, потому что я не хочу лечиться, — возмутилась женщина. — Мне 89 лет, и я наслушалась всего предостаточно!»

Если вы устали от трудных ситуаций, то не забывайте: чтобы хорошо слушать, надо черпать больше энергии и концентрировать внимание.

Стереотипы

Стереотипы могут стать серьезным препятствием, когда вы слушаете людей. В результате мы слышим то, что хотим услышать, а не то, что человек говорит нам на самом деле. Многие думают, что не попадут в эту ловушку, но в определенной степени это происходит со всеми. Прочитайте этот, составленный с юмором, список фраз, которые разрушают стереотипы. Они взяты из сборника «То, что я хочу слышать, — но не буду», составленного Дэвидом Граймсом. Если вы никогда не ожидаете услышать от людей то, что перечислено ниже, значит, и за вами водится грех стереотипного мышления.

От автомеханика:

«Эта деталь намного дешевле, чем я думал».

«Можно это сделать дешевле в гараже, находящемся дальше на этой улице».

«Этот провод был просто плохо прикреплен. Это вам ничего не стоит».

От продавца в магазине:

«Компьютерная касса сломалась. Я посчитаю стоимость ваших покупок на бумаге».

«Я сделаю перерыв после того, как обслужу этих покупателей».

«Извините, но мы продали вам бракованные товары. Мы приедем к вам и заберем их, а вместо этого привезем вам новые или вернем деньги — как захотите».

От подрядчика:

«Кто бы ни работал здесь до этого, уверен: он знал, что делал».

«Кажется, я немного переоценил эту идею».

От зубного врача:

«Думаю, вы слишком часто чистите зубы нитью». «Я не задам вам ни одного вопроса, пока не достану инструмент у вас изо рта».

От официанта:

«Думаю, со стороны официанта дерзко называть свое имя, но, если вам интересно, то меня зовут Тим».

«Я делал все медленно и невнимательно. Поэтому мне не надо чаевых»2.

В данных предложениях есть смысл. Они напоминают нам, что не стоит оценивать людей стереотипно. При общении с человеком только как с членом одной группы, а не как с отдельной личностью можно попасть в неприятную ситуацию. Поэтому будьте осторожны! Если вы разговариваете с людьми и понимаете, что думаете о них, как о компьютерных фанатах, как о типичных тинэйджерах, как об эксцентричных блондинках, как о грубых строителях, или приписываете им другие качества, присущие той или иной группе людей, вместо того чтобы относиться к ним, как к личности, будьте осторожны. Возможно, вы не услышите того, что они вам скажут.

Личный эмоциональный багаж

Почти у каждого человека есть эмоциональные фильтры, которые «не пропускают» некоторые вещи, которые говорят люди. Ваш предыдущий опыт, как позитивный, так и негативный, формирует ваш взгляд на жизнь и ваши ожидания. Особенно важен опыт, связанный с серьезными испытаниями. Например, перенесенная в детстве травма или пережитый несчастный случай могут вызвать сильную реакцию, когда вам покажется, что вы оказались в подобной же ситуации. Как однажды сказал Марк Твен: «Кошка, один раз севшая на горячую плиту, больше никогда не сядет на горячую плиту. Но она не сядет и на холодную плиту. С тех пор кошка просто не будет любить плиты».

Если вам доводилось в прошлом переживать сильные эмоции, то, скорей всего, вы будете «фильтровать» то, что вам говорят, на основе своего опыта. Если вам не нравятся определенные темы разговора, если какая-нибудь фраза вынуждает вас принимать оборонительную позицию, если вы часто проектируете свою точку зрения на других, то вам требуется поработать над собой, прежде чем вы научитесь слушать людей.

Зигмунд Фрейд утверждал: «Человек, у которого болит зуб, не может любить». Это означает, что зубная боль мешает человеку замечать что-то, кроме нее. Подобно этому, каждый раз, когда человек преследует корыстные цели, они побуждают его не придавать значения словам людей.

Погруженность в себя

Возможно, больше всего мешает слушать людей уход в свои собственные мысли. Много лет назад мы смотрели по телевизору небольшую пьесу, хорошо иллюстрирующую данное положение. Муж смотрел телевизор, а жена в это время старалась привлечь его внимание.

Жена. Дорогой, водопроводчик сегодня не устранил течь в радиаторе.

Муж. Гм!

Жена. Поэтому трубу прорвало и затопило подвал.

Муж. Тихо! Мы отстаем на 3 очка, а сейчас будет гол!

Жена. Некоторые провода намокли, и Флафи чуть не убило электрическим током.

Муж. О нет, у него нет защитника. Ну, вперед! Гол!

Жена. Ветеринар говорит, что через неделю она поправится.

Муж. Принеси мне что-нибудь поесть.

Жена. А водопроводчик все-таки пришел и заявил, как он рад, что трубу прорвало, потому что теперь он может спокойно пойти в отпуск.

Муж. Ты что, яе слышишь! Я сказал, что хочу есть!

Жена. И вот что еще: Стенли, я ухожу от тебя. Мы с водопроводчиком утром улетаем в Акапулько.

Муж. Перестань трепаться и принеси мне что-нибудь поесть. Вся беда в том, что здесь никто никогда не слушает, что я говорю!

Если вас никто не волнует, кроме себя самого, то вы и слушать никого не будете. Но вся ирония в том, что если вы никого не слушаете, то приносите себе еще больший вред, чем тем, кого вы не слушаете.

Наши рекомендации