Приходит к соллипсизму - вещей нет, но ощущения есть
v критика абсолютного пространства и времени: Нет абсолютного движения, нет чувственно данного пространства. Значит, нет пространства.
v в мире, в котором есть только одно тело, не может быть движения. Потом это пошло в теорию относительности
v если нет повода заключить существование, его следует отрицать.
доказательство существования бога: Комплекс ощущений поддерживается какой-то силой. Человек знает, что у него нет такой силы, кроме того, она не от вещей, потому что их нет. Стало быть, есть то, что всё гармонизирует, то есть Бог.
ДавидЮм (агностик). Был близким к духу сомневающихся.
В философии идет вслед за Локком: существуют сознание, впечатления и идеи (впечатления).
v Идеи - бледные копии впечатлений. Различие в яркости.
v Каждая идея предполагает впечатления. Значит, все в разуме берется из впечатлений.
v наука получается из идей, укорененных во впечатлениях.
v Юм признает математику и физику
v наше познание не дано само по себе. Мир непознаваем. Я ощущаю мир, создаю схемы и модели ощущений, но не могу доказать, что они относятся к миру. Так что мы не можем говорить, что мы познаём мир сам по себе, мы только упорядочиваем наше восприятие
v Ко всему и всегда нужно относиться скептически (по Карнеяду).
v просвещённый атеизм. Доказать существование Бога нельзя. Все доказательства существования Бога ложны.
v Бог нужен для цивилизации. Он нужен для прогресса. Религия не нужна для морали, в ней нет ценности для морали, но есть ценность для развития человечества.
13. Французский материализм 18-го века (Ламетри, Дидро, Гольбах)
( Просвященный абсолютизм)
Во Франции восемнадцатого века мы встречаем
преклонение перед наукой, ее возможностями, научным видением мира.
Жульен Ламетри.
Талантливый врач со странностями в поведении
v Считает, что Локк был близок кистине.
v Человек - самозаводящаяся машина, есть органы и организация( выше, чем у животных)-душа.
v Душа - нервная система, кот. все связывает и координирует( распол.а в продолговатом мозге)
v идеи столкнуть душу и тело как противоположности абсурд.
v Душа человека божественна? Да человек
v по всем показателям как животное, он так же произведен природой,
v как и любое другое животное!
v Разнообразие животных происходит из разнообразия организации.
v Вопросы о душе должны сводиться к физике, механике и биологии.
v Религия нужна власти, чтобы держать глупое большинство
Дени Дидро. Родился в семье религиозного ремесленника
v недостаток предыдущей философии в понимании материи как пассивного начала. Все раннее - чудовищная ошибка.
v Тело преисполнено силой и действием. Движение присуще материи. Не нужен внешний толчок(возражение Аристотелю).
v Если не движется внешне, то движется внутренне.
v Весь мир идет по ступеням от простого к сложному(лестница существ от бактерии до человека-молекулы.)
v Опровергаются все теологические теории.
v Человек произведен природой.
v Душа – это характеристика тела, способ поведения, проистекающий из организации.
v Не имеет смысла выходить за пределы материи: там ничего нет.
v Атеизм естественно проистекает из науки. Наука противопоставляет себя религии. Человек
v стремится к выживанию и удовольствию.
v Голова - машина для размышлений.
Гольбах (1723 −1789).
Родился в Германии в семье винодела,
унаследовал титул барона. Приехал в Париж. Поддерживал энциклопедистов и антирелигиозный гуманизм.
систему правления надо изничтожить. Пытался создать
свою систему природы.
Основные вопросы:
v Анализ того как устроен мир. (есть движение, причина)
v Почему разумный человек не может принимать религию.
Но Дидро и Ламетри были гуманными, а Гольдбах думал, что религия- зло. Пока на его глаза будет
натянута повязка религиозных идей, никто не станет гуманным. Религия - это повязка на глазах. Честным людям она не нужна.
14. Ф.Вольтер и Ж.Ж.Руссо
Франсуа Вольтер. Родился в 1694 году.(Если бы не было бога, то нужно было бы его изобрести.)
v Мировой порядок не случаен. Когда мы видим механизм, то мы мыслим и механика -» должны признать существование бога(это не вера, а здравый смысл)
v боится атеизма, думает, что это порушит социальный порядок.
v Бог есть, он творец мира, но религия ложна. (полно фанатизма, нетерпимости).
v Истинная религия - вера в творца и больше ничего.
v всё в религии - суеверие. Суеверный человек - фанатик. Оно зародилось в язычестве,
v бессмертие души и т. п. - всё это суеверия,
v основная задача - бороться против суеверий.
v Вольтер взялся защищать человечество. Мы рождаемся неправедными (потому что думаем о себе).
v наши инстинкты на самом деле нам даны не случайно, и надо ими пользоваться.
v Призывает действовать во имя добродетели.
Жан Жак Руссо. Родился в Женеве, в семье ремесленника.
доказал, что науки вредны.
Идея отказа от цивилизации.
надо быть разумным невеждой. Есть грубое невежество, преступное, оно нам не надо. Есть другое, обоснованное, которое просто ограничивает сверху нашу способность к познанию.
назад к природе!
Признавал существование бога и бессмертие души. Считал, что христианство не выполняет своей функции
Общественный Договор (ОД) _ наиболее известное произведение Руссо. ОД - истоки государства и формы правления.
v Граждане делятся правами в обмен на безопасность.
v требовать прав не больше, чем это нужно исходя из общей пользы. Есть суверенная воля.
v Республика - наилучшее правление. (Дурак во главе республики так же редок, как и умный во главе монархии.)
v Общество должно дорости до республики. Оно поначалу неуправляемо, поэтому там тирания.
v Религия - это связь.
v надо боготворить само общество.
v Если государство - республика, то религия - почитание гражданской добродетели.
v надо делать храмы почитания добродетели.
v Мы должны признавать Бога, Рай и Ад, но в общем далее он стоит на той же деистической точки зрения.
v наши молитвы - прославление гражданской добродетели.
15. Теория познания Канта.
v Есть я, есть моё сознание, есть впечатления.
v есть вещи для нас и вещи в себе. Вещи в себе действуют на нас, получаются ощущения, и получаются вещи для нас.
v Мир есть, потому что если бы не было ничего, то откуда тогда устойчивость ощущений?
v Человек имеет дело только с вещью для нас.
v Он имеет дело с феноменами, ощущениями. А вещь для нас - аморфный поток впечатлений. Активное сознание конструирует вещь для нас.
v Вещи в себе существуют.
v есть знание априори. Априори - то, что было в нас, апостериори - это уже то, что даёт нам опыт.
Он делиит .Я. (сознание) на 3 уровня:
v чувственность,
v рассудок,
Функция рассудка в том, чтобы связать вещи между собой посредством суждений. Кант подсчитал, что у нас существует 12 типов элементарных суждений.
Каждое суждение по Канту образуется на основе определенной категории. Мы говорим о причинности. Почему? У нас есть априори идея причинности, и мы накладываем ее на события.
v Количество
v Единичность
v Множественность
v Всеобщность
v Качество
v Утверждение
v Отрицание
v Ограничение
v Категории отношения
v Субстанция, акциденция (принадлежность)
v Причина и следствие
v Взаимодействие
v Модальные категории
v Возможность и невозможность
v Существование и несуществование
v разум.
1) Чувственность принимает поток ощущений.
2) Априорные формы чувственности - пространство и время. Их нельзя определить, но все понимают что это такое.
3) Предмет - устойчивое во времени. Пространство и время образуют предметность. Чувственность есть и у животных.
4) Рассудок-механизм мышления,не связанный с интуицией(просто использует данные чувственности)
5) Предметный мир - субъективное восприятие.
6) разум - то, что систематизирует.
7) Человек мыслит как Я. Ему не нужно море суждений как таковое. Ему нужно нечто
8) целое. Он вырабатывает априорные идеи разума:
идея природы (никто не видел полностью)
идея души (комплекс психических процессов )
(психическое и физическое хочется связать, то надо замкнуть это всё Богом)
идея Бога (Бог _ это регулятив связей. Бог появляется у Канта в теории познания как начало, связывающее все со всем.)