Предмет и функции философии. Основные черты философского знания.
Предмет и функции философии. Основные черты философского знания.
Философия-это одна из форм освоения действительности человеком,наряду с наукой и религией,которая хар-ся рядом особенностей.(одна из форм мировоззрения)
Освоение действит-ти – человек существуя в мире,не только его познаёт,но и стремится объяснить этот мир как целое,чтобы найти своё место в нём. Философия имеет человекоразмерный хар-р,т.е. человек и его св-ва (прежде всего познавательные) ,я вляются отправной точкой для рассмотрения мира.(Познай самого себя)
Этимология(происхождение)термина «философия».Автор-античный мыслитель Пифагор.С гр.философия-любомудрие,т.е. любовь к мудрости.Мы видим,что в 6в. До н.э. ,когда в античности появляется философия ,происходит принципиальная смена познавательных установок.Мудрость здесь подразумевает некоторый догматизм,в то время как любомудрие означает принципиальную установку на поиск истины.Это качество применимо к философии во все периоды ее развития..
Философ-тот,,кто умеет увидеть проблему ,то есть внутреннее логическое противоречие в казалось бы само собой разумеющемся,в некоторых устоявшихся взгядах и тем самым попытаться внести здесь ясность,углубить наше понимание вещей.
Когнитивная(познавательная) функция философии(Пример:Астрономия,Солнце -восход,закат,Коперник.)- Это говорит о том,что человек так устроен,что для него знания,источником которых является чувственный опыт,и кот. лежит на поверхности,часто вполне достаточно.
Специфика философии ,как,и религии и науки,в качестве форм освоения действительности,преимущественно выявляется в когнитивной(познавательной)сфере.
1.Философия изучает реальность как целое,выявляя присущие ей хар-ки.
2.Философские проблемы имеют предельный и смысложизненный хар-р и при этом такой,что представление об этих предельных объектах,которые философия не заимствует из других областей знания,а создаёт сама,таких как Бог,мир,душа,смысл жизни,добро,зло,не вытекает непостредственно из опыта,но скорее обобщает этот опыт в его человеческом измерении.В этом смысле способом их постижения является разум,а способ познания – логико-теоретическим,а не эмпирическим.
3.Философия единств. Из наук делает своим предметом сам процесс познания.Её обектыми являются такие понятия как: сущность,познание,реальность,знание,вера и др.В этом смысле оня является наукой о познании ,методолгией познания,своего рода метанаукой..
4.Философские суждения в кач-ве смысложизненных,часто имеют оценочный хар-р.Именно философия учавствует в создании духовных ценностей,с помощью которых общество осознаёт себя как целое и проектирует своё будущее в виде выбра опр.-х стратегий и институтов.
5.Объекты философской рефлексии относятся скорее к умопостигаемому(идеальному),то есть непосредственно не данному нам в чувственном опыте
Проблема соотношения философии и науки.
Господствующий в античной и классической философии взгляд на отношение между наукой и философией, согласно которому эта последняя была поставлена над наукой в качестве ее высшей и строгой повелительницы, был к середине прошлого века подвергнут, правда, с разных позиций, серьезной критике и принципиально пересмотрен, как в марксистской философии, так и в позитивизме.
Согласно марксистской точке зрения, может выполнять и выполняет, на самом деле, по отношению к науке лишь общую методологическую функцию.
В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия – это суррогат науки, имеющий право на существование в то периоды, когда еще не сложилось зрелой научное познание.
Таким образом, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них много общего, но существуют и существенные различия. Поэтому философию можно однозначно причисли к науке, и, наоборот, нельзя отвергать ее научность. Философия – отдельная форма познания, имеющая искать основное, проявляющая себя в то моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях или достаточно маленький, или вообще отсутствует.
Философские идеи Гераклита, атомистов, Эмпедокла, Анаксагора.
Гераклит
1. Огонь как начало мира. Гераклит создал учение, которое было подобно ионийскому; он искал «архе» и нашел его еще в одном виде материи – в огне. Огонь становился морем, воздухом, землей и вновь возвращался к самому себе.
2. Изменяемость вещи. Гераклит обнаружил что принципиальным качеством природы является изменяемость. Образом реальности является река и смерть. Природа представляет собой непрерывное умирание и рождение в целом она всегда иная. Истинно только то, что мы меняемся. Эту теорию всеобщей изменчивости, «всеобщей вариабельности» – называют гераклитизмом.
3. Относительность вещи. Нигде нет явно выраженной границы, всегда имеет место длительный переход. Все характеристики относительны. Убежденность в изменчивости и длительности явлений привела Гераклита к релятивизму. Природа вещи настолько удивительна, что противоречия становятся их основой.
Гераклит критически относился к чувственному познанию.
Эмпедокл.
1. Теория материи. «Ничто не может произойти из того, чего не существует, невозможно и неслыханно, чтобы то, что есть, погибло» - простые элементы, сложные вещи - становящиеся и гибнущие. Поскольку неизменные элементы могут соединяться и разъединяться сами по себе, не подвергаясь изменениям, постольку изменяется только их соотношение; вещи же, которые из них состоят, становятся и гибнут
2. Теория сил. Рассматривал вопрос изменения материи в другом аспекте, нежели ионийские философы.
3. Биологические и психологические теории. Создал общую теорию мира. Появление органических существ Эмпедокл представлял себе, как дело случая. Предполагал теории отбора и эволюции.
Анаксагор.
1. Теория материи. Тезис Парменвда – «то, что есть, не может перестать быть». Элементы мира неизменны, но, соединяясь и разъединяясь друг с другом, они создают различные системы.
2 Теория духа. Отделил силу от материи. Изменение материи происходит за счет некоего изначального импульса – Духа. Движение мира есть дело Духа.
3.Теория восприятия. Мы воспринимаем не то, что похоже на нас, но то, что нам противоположно.
Атомисты- материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) “строительным материалом”, “первокирпичиком” всего сущего считали микроскопические частицы - атомы.
Демокрит
· материальный мир состоит из атомов;
· атом - мельчайшая частица, “первокирпичик” всего сущего;
· атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
· атомы имеют различную величину, форму;
· между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
· атомы находятся в вечном движении;
· существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
· атомы невозможно увидеть путем чувственного познания.
Философия Аристотеля.
Философия Аристотеля – это царство наблюдения и трезвой мысли. Основная задача аристотелевской философии есть определение отношения общего к частному. Аристотель сделал предметом особого предварительного исследования и создал, таким путем, науку логики.
выводы, сделанные Аристотелем:
· все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
· изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
· реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
· потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
· высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Классификация философии, данная Аристотелем
· теоретическая, изучающая проблемы бытия;
· практическая – о деятельности человека, устройстве государства;
· поэтическую,
· считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия
Дать ответ на вопрос «что такое бытие?» Аристотель пытается через категории:
· сущность (субстанция);
· количество;
· качество;
· отношение;
· место;
· время;
· положение;
· состояние;
· действие;
· страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность.
Предмет и функции философии. Основные черты философского знания.
Философия-это одна из форм освоения действительности человеком,наряду с наукой и религией,которая хар-ся рядом особенностей.(одна из форм мировоззрения)
Освоение действит-ти – человек существуя в мире,не только его познаёт,но и стремится объяснить этот мир как целое,чтобы найти своё место в нём. Философия имеет человекоразмерный хар-р,т.е. человек и его св-ва (прежде всего познавательные) ,я вляются отправной точкой для рассмотрения мира.(Познай самого себя)
Этимология(происхождение)термина «философия».Автор-античный мыслитель Пифагор.С гр.философия-любомудрие,т.е. любовь к мудрости.Мы видим,что в 6в. До н.э. ,когда в античности появляется философия ,происходит принципиальная смена познавательных установок.Мудрость здесь подразумевает некоторый догматизм,в то время как любомудрие означает принципиальную установку на поиск истины.Это качество применимо к философии во все периоды ее развития..
Философ-тот,,кто умеет увидеть проблему ,то есть внутреннее логическое противоречие в казалось бы само собой разумеющемся,в некоторых устоявшихся взгядах и тем самым попытаться внести здесь ясность,углубить наше понимание вещей.
Когнитивная(познавательная) функция философии(Пример:Астрономия,Солнце -восход,закат,Коперник.)- Это говорит о том,что человек так устроен,что для него знания,источником которых является чувственный опыт,и кот. лежит на поверхности,часто вполне достаточно.
Специфика философии ,как,и религии и науки,в качестве форм освоения действительности,преимущественно выявляется в когнитивной(познавательной)сфере.
1.Философия изучает реальность как целое,выявляя присущие ей хар-ки.
2.Философские проблемы имеют предельный и смысложизненный хар-р и при этом такой,что представление об этих предельных объектах,которые философия не заимствует из других областей знания,а создаёт сама,таких как Бог,мир,душа,смысл жизни,добро,зло,не вытекает непостредственно из опыта,но скорее обобщает этот опыт в его человеческом измерении.В этом смысле способом их постижения является разум,а способ познания – логико-теоретическим,а не эмпирическим.
3.Философия единств. Из наук делает своим предметом сам процесс познания.Её обектыми являются такие понятия как: сущность,познание,реальность,знание,вера и др.В этом смысле оня является наукой о познании ,методолгией познания,своего рода метанаукой..
4.Философские суждения в кач-ве смысложизненных,часто имеют оценочный хар-р.Именно философия учавствует в создании духовных ценностей,с помощью которых общество осознаёт себя как целое и проектирует своё будущее в виде выбра опр.-х стратегий и институтов.
5.Объекты философской рефлексии относятся скорее к умопостигаемому(идеальному),то есть непосредственно не данному нам в чувственном опыте