Основные философские идеи Аристотеля
1. Не существует «чистых идей», эйдосов, не связанных с окружающей действительностью. Они являются отображением вещей и предметов реального мира;
2. существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
3. данные вещи называются индивидуумы (неделимые); то есть, например, существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, и конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула» и т.д.
4. индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной.
5. Ответ на вопрос, что такое бытие Аристотель дает через высказывание о бытии, то есть через категории (высказывания – в переводе с древнегреческого).
6. Выделяет 10 категорий, одна из которых говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Ими являются: сущность (субстанция), количество, качество, место, время, отношение, положение, состояние, действие, страдание.
7. Категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
8. Бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами, выраженными следующими категориями, количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Проблема человека в философии Аристотеля:
· Человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
· Человек отличается от животных наличием мышления и разума;
· Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
· Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества.
Проблемы материи и сознания в философии Аристотеля:
1. Материя – это потенция, ограниченная формой (медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью).
2. Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
3. Изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета.
4. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи.
5. Потенция (материя) есть пассивное начало, форма – активное.
6. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Бог существует вечно, как чистая мысль, счастье, полное самозавершение.
7. Бог есть целевая причина всякой деятельности.
8. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм.
9. Носителем сознания является душа.
10. Философ выделяет три уровня души:
· растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения;
· животная душа, кроме названных функций, дополняется
функциями ощущения и желания;
· разумная (человеческая) душа охватывает все вышеперечисленные функции и дополняется функциями рассуждения и мышления.
Аристотель о государстве:
· регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
· Выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, черни, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
· «дурные» формы государства: тирания, крайняя олигархия и охлократия.
· «хорошие» формы государства: монархия, аристократия и полития.
· Наилучшей формой государства является полития, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля:
· Критика учения Платона о «чистых идеях»;
· Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
· Выделил 10 философских категорий;
· Дал определение бытия через категории;
· Определил сущность материи;
· Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
· Внес существенный вклад в развитие логики;
· Заложил основы логики, психологии, биологии, этики, эстетики как отдельных наук.
Характерными чертами древнегреческой философии являются:
· Профессионализация умственного труда, выделение мыслителей в особую группу людей, зарабатывающих средства к жизни интеллектуальной деятельностью;
· Основание и развитие первых философских школ;
· Подготовка кадров интеллектуалов;
· Завершенность разработки основной философской проблематики;
· Разработка понятийно-категориального аппарата;
· Наличие разносторонних естественно-энциклопедических знаний;
· Отчетливое выделение материалистической и идеалистической тенденций в развитии античной философии;
· Складывание и достижение высшей ступени первой исторической формы диалектики;
· Космоцентризм – стержневая идея стержневая идея первого этапа древнегреческой философии.
Афоризмы Аристотеля
Быть свободным - значит иметь равные права на справедливость.
Быть смелым значит: считать далёким всё страшное и близким всё внушающее смелость.
Внутренние распри в государстве возникают не по причине мелочей, но из мелочей.
Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.
Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима.
Деяние есть живое единство теории и практики.
Для того чтобы обойтись без общества, надо быть богом, или скотом.
Цель демократии - свобода, олигархии - богатство, аристократии - воспитание и законность, тирании - защита.
Философия начинается с удивления.
Аристотель отличался завидным остроумием. Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, Аристотель заметил: "Заочно он пусть хоть бьет меня".
На вопрос, что быстро стареет, Аристотель ответил: "Благодарность".
Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.
Совесть - это правильный суд доброго человека.
Тщеславие - это низменное стремление к почету.
Самая дорогая трата - это время.
Едва начав жить, мы умираем, поэтому ничего нет бесполезнее, чем погоня за славою.
В жизни больше пустого, чем полезного.