Трансцендентальный идеализм Шеллинга
Новый этап в развитии немецкой классической философии связан с именем Фридриха Шеллинга (1775–1854 г) студенческого друга и сокурсника Гегеля, с которым он учился в Тюбингенском теологическом университете. Дать оценку философской системе Шеллинга в целом трудно, т.к. его философские воззрения не представляют строгой и последовательной системы. Шеллинг проделал самую разнообразную эволюцию и на разных этапах своей жизни он каждый раз создавал новую систему, отличную от предыдущей.Точно так же нельзя выделить у Шеллинга какое-нибудь произведение в качестве главного, которое давало бы наиболее полное представление о его философии. У Шеллинга такой работы нет.
В первый период своего творчества Шеллинг испытал влияние Канта, Фихте. Наиболее ценные идеи, оказавшие влияние на философскую мысль Германии, Шеллинг высказал в работе «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.).
С внешней стороны структура работы воспроизводит структуру кантовской философии в целом, ее Шеллинг излагает в самом начале произведения. «Система трансцендентального идеализма» состоит из трех частей. Первая часть – теоретическая философия – соответствует «Критике чистого разума». Вторая часть – практическая философия – соответствует «Критике практического разума». И третья часть – основоположения теологии, натурфилософии и философии искусства – совпадает с «Критикой способности суждения». Это интерпретация Шеллингом Канта.
Сначала Шеллинг объявляет тождество субъективного и объективного, однако такое, которое не должно превращаться в "какую-то субстанциональную и обладающую чертами личности сущность" и изображаться в виде "голой абстрактности". Объективное – природа. Субъективное – наше Я, или интеллигенция. Объективное первично, но оно могло бы бы существовать и без Я, оно независимо от субъективного. Я выражает природу. Надо понять, как природа становится представлением, как к ней присоединяется разумность. Высшая цель природы - порождение сознания. Законы природы одухотворяются и превращаются в законы мышления. Идет переход от естествознания к натурфилософии, от объективного к субъективному.
Вторая возможность — движение от субъективного к объективному — реализуется на пути трансцендентальной философии. Как объединить мысли о том, что представления сообразуются с предметами, и о том, что предметы согласуются с представлениями? Выход он видит в необходимости изначально предположить "известную предустановленную гармонию" между миром реальным и миром идеальным, между деятельностью по порождению мира и той, которая заключается в волевом устремлении. ДеятельностьЯ подразделяется на теоретическую( Постепенное движение через суждения, представления, созерцания от бессознательного к разуму, осознает себя самостоятельным и самодеятельным) и практическую( Я самодостаточно, имеет в самом себе цель).
Третий пункт- искусство. Это сфера, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического в эстетическом начале. Позволяет преодолеть пропасть между объектом и субъектом, природой и человеком. Духовным можно "овладеть" только изнутри, благодаря самосознанию, которое есть единство созерцания и рефлексии.
Четвертый- понятие абсолюта. Теперь Шеллинг понимает структуру философии таким образом: фундаментальной философской дисциплиной, на которой основываются философия природы и философия духа (т.е. трансцендентальная философия), является метафизика. Абсолют, который по своей структуре есть абсолютное тождество, объединяет в себе бытие и познание. Есть лишь одна абсолютно-первая Истина, один Предмет и только одна философия.
Последний- философия религии. Бог должен пониматься как некое сложное целое сост из двух моментов: самого Бога то есть абсолюта и некоей другой бесконечности, бездонности в котором есть свобода. Осущ действие бессознательной свободной воли и поэтому природа, будучи бессознательной, постепенно раскрывая в себе сознательное, может позволить вернуться обратно к абсолюту. Интуиция Бога, который в конечном счете к себе вернется и будет сущ в абсолюте.
Шеллинг стремится к разумному синтезу различных элементов в понятии Абсолюта и абсолютного тождества: это единство, тождество, познания и бытия, мышления и созерцания, конечного и бесконечного, материи и формы, субъекта и объекта. Высшим способом постижения такого единства не может быть разум — и Шеллинг снова выдвигает на первый план интеллектуальное созерцание, которое единственно способно уловить "бесцветный чистый свет" абсолютного, его простое, чистое тождество.