Своеобразие новоевропейского эмпиризма и методология научного познания Ф. Бэкона и Т. Гоббса и ее значение для формирования новоевропейской философии.

Эмпиризм как течение гносеологии зарождается в Италии и Нидерландах еще в ХVI в, но окончательно формируется в Англии уже в XVII в. Причиной тому — сама Англия, которая стала к этому времени центром передовой экономики и культуры. Она была классическим образцом первоначального накопления капитала и всячески способствовала развитию наук и перестройке общества на капиталистический лад.

Родоначальник новоевропейского эмпиризма - английский философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561-1626). Это переход фигура из Ф Возрождения в Ф Нового времени. Основополагающая идея Бэкона - утверждение науки, способной дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. Знаменитый бэконовский афоризм: “Знание - сила” стал девизом новой философии.

Бэкон оценивает современное ему положение наук, хочет объяснить наличие столь многочисленных заблуждений и устранить препятствия, лежащие на пути познания. Он ставит под сомнение все, что сделано до него. (Новый Органон)

Так возникает учение о “признаках, или идолах” познания, т.е. учение о различных ложных представлениях, служащих помехой познанию. Бэкон различает четыре типа идолов, аллегорически называя их идолами рода, пещеры, рынка и театра. Два первых из них относятся к естественным свойствам человеческого разума: идолы рода определяются общим для всего человеческого рода несовершенством ума и органов чувств (люди в принципе видят и слышат хуже некот видов), идолы пещеры - это недостатки человеческого разума, носящие индивидуальный характер, ибо у каждого человека есть своя пещера, свой субъективный мир, сквозь призму которого воспринимается действительность. Преодоление этих идолов, по мнению Бэкона, возможно на пути их осознания, самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра связаны с социальной жизнью человека. К первым Бэкон относит ложные представления, порождаемые неправильным употреблением слов, вторые являются следствием господства над человеком ложных философских систем, вымышленных как будто в театре, опирающихся лишь на авторитет церкви или древних мыслителей. Человек как бы продает понятия в качестве лучших. Мы видим игру разных философских направлений. Освобождение от них возможно только в результате развития и распространения знаний, основанных на опытном изучении природы. Философии необходимо отбросить, характерные для средневековой схоластики, отвлеченную форму и абстрактные умозаключения и сделать своим предметом чувственно воспринимаемый мир.

Бесстрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимательный к опыту — вот его требование к философии. Существуют три возможных пути познания: паука, муравья и пчелы, «Путь паука» - это путь схоласта – абсолютизирует роль разума и ждет, когда в его паутину понятий попадется жертва, но из этой паутины выхода нет. «Путь муравья» - это узкий эмпиризм. Идущие этим путем, подобно муравьям, собирают разрозненные факты, не умея их обобщить, классифицировать, поэтому они не в состоянии создать настоящую теорию, способную объяснять действительность. «Путь пчелы» является единственно истинным, поскольку именно он обеспечивает получение достоверного знания. Пчела не только извлекает материал из цветов сада и поля, но и располагает и изменяет его собственным умением. Именно так должен поступать подлинный философ - не только собирать материал, но и обрабатывать его, обобщая, классифицируя, систематизируя данные опыта.

Бэкону присущ гносеологический оптимизм – философия это наука наук и она может разгадать все тайны природы. Органы чувств дают адекватное представление о мире, но надо выбрать правильную методологию. В труде Бэкона «Новый Органон» дается изложение “новой логики” принципиально отличной от дедуктивной логики Аристотеля (отсюда и название - “Новый органон” в противовес “Органону” Аристотеля) по цели, и способу доказательства. Основным рабочим методом новой логики выступает индуктивный метод. Но у индукции есть 2 недостатка: чувства наши субъективны, и нельзя рассмотреть все частные случаи, т е полная индукция невозможна. А Бэкон все-таки хочет найти основания правильности того, что дает чувств опыт. Он считает, что вне человека сущ мир природы, который на него воздействует и кот мы можем познать с пом органов чувств. Предложенный им индуктивный метод не обеспечивал всеобщность и необходимость получаемых результатов, к которым стремится наука. Очевидно, что гносеологические проблемы, поднятые Бэконом, требовали дальнейшей разработки.

Систематизатор бэконовского материализма Томас Гоббс (1588–1679) разделял концепцию Бэкона о сущ материального мира вне нас, но он был последовательным номиналистом и считал, что мир вне нас – это мир геометр тел, результат нашего субъективного видения. Систематизируя воззрения Бэкона, Гоббс создает материалистическое учение о природе. В своем основном философском произведении, трилогии “Основы философии” (“О теле”, “О человек”, “О гражданине”) Гоббс представляет природу как совокупность протяженных тел. И хотя вслед за Бэконом он считает, что основным источником знаний о мире является чувственный опыт, в отличие от него Гоббс подчеркивает субъективный характер чувственного восприятия, что и приводит его к отрицанию объективного характера качественного многообразия природы. Роза красная, как мы видим, и пахнет, как мы слышим, но на самом деле у нее нет цвета и запаха – это геометр фигура. Мы присваиваем фантомам названия и дальше их познаем. Далее, по мнению Гоббса, осуществляется процесс наименования полученной информации, “фантомы” обозначают определенными знаками. С позиции последовательного номинализма, т.е. полагая, что понятия есть лишь имена, а действительно существуют только единичные вещи, Гоббс разрабатывает целостное учение о знаках, раскрывая их природу, роль в жизни людей и процессе познания, предлагая их классификацию. Процесс познания, по Гоббсу, оказывается состоящими из двух этапов: на первом - имеет место чувственное восприятие, на втором - рациональное познание знаков вещей, осуществляемое посредством не только индукции (анализа), к которому он прибегает, чтобы в эмпирическом опыте выявить общее, но и дедукции (синтеза), необходимой для понимания и предвидения на основе уже открытых причин сложных явлений действительности, в частности, социальной практики. По сути, Гоббс реализует намеченный Бэконом “путь пчелы”, в рамках которого он пытается осуществить синтез эмпиризма и рационализма.

Наши рекомендации