В частном случае дистрибутивности

Доказательство единственности дополненияможно провести «от противного».

Пусть, напротив, есть два различныхдополнения множества А (А Í Е), обозначим их В и С (В ¹ С). Тогда должно быть: А Ç В = А Ç С = Æ, А È В = А È С = Е.

Получаем: В = В Ç Е = В Ç (А È С) = (В Ç А) È (В Ç С) = Æ È (В Ç С) = В Ç С, т. е. В Î В Ç С, или В Í С.

Аналогично, С Í В. В итоге В = С =А¢.

Таким образом, предположение о двух различных дополнениях опровергается путем доказательства их одинаковости.

Доказательство выражений для дополнений при попарном непересечении трех множествпредставлено ниже в аналитической форме.

А È В È С = Е, А Ç В = А Ç С = В Ç С = Æ,

доказать: А¢ = В È С, В¢ = А È С, С¢ = А È В.

Вообще-то достаточно доказать одно из трех равенств (полная симметрия относительно А, В, С). Итак,

В частном случае дистрибутивности - student2.ru А È (В È С) = А È В È С = Е,

А Ç (В È С) = (А Ç В) È (А Ç С) = Æ È Æ = Æ.

Таким образом, действительно, А¢ = В È С.

Как и в алгебре логики, в теории множеств также имеются законы де Моргана(для пересечения Ç и для объединения È множеств). Инверсия уподобляется дополнению. Например, закон де Моргана для пересечения: (X Ç Y)¢ = X¢ È Y ¢.

Достаточно доказать: В частном случае дистрибутивности - student2.ru (X Ç Y) Ç (X¢ È Y¢) = Æ,

(X Ç Y) È (X¢ È Y¢) = E.

В первом равенстве используем дистрибутивность Ç относительно È:

((X Ç Y) Ç X¢) È ((X Ç Y) Ç Y¢) = Æ È (X Ç (Y Ç Y¢)) = X Ç Æ = Æ.

Во втором равенстве – обратная дистрибутивность (È относительно Ç):

((X È X¢) Ç (Y È X¢)) È Y¢= (E Ç (Y È X¢)) È Y¢ = (Y È X¢) È Y¢ = E.

Здесь еще привлекаются коммутативность и ассоциативность объединения È:

(Y È X¢) È Y¢ = ( X¢ È Y) È Y¢ = X¢ È (Y È Y¢) = X¢ È E = E.

Неэквивалентные множества: А ¹ В Û А \ В = Æ или В \ А ¹ Æ.

Степень(булеан) множества – это множество всех его подмножеств, начиная с пустого множества Æ и заканчивая самим множеством: Р (М) = 2М = {X : X Í M}.

Пример.М = {1, 2}, Р (M) = {Æ, {1}, {2}, M}.

Мощность степени: | Р (M) | = 2|M| .

Доказательство можно провести, по крайней мере, тремя способами:

– с помощью биномиальных коэффициентов;

– методом полной математической индукции;

– с использованием двоичной системы счисления.

В последнем случае заметим, что |М| = n отвечают n-разрядные двоичные числа. Причем Æ соответствует 0…0, М – 1…12, и т. д. Количество различныхдвоичных чисел и равно 2n , т.е. 2|M|.




Теорема (о мощности объединения n множеств)

Пусть имеется n множеств А1, А2, … Аn, вычислить мощность их объединения

1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2 В частном случае дистрибутивности - student2.ruВ частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn|=|А1|+|А2|+…+|Аn|-

-|А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2|-|А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А3|-|А2 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А3|-…-|Аn-1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn|+

+|А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А3|+|А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А3 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А4|+…+|Аn-2 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn-1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn|-…+

(-1)n-11 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2 В частном случае дистрибутивности - student2.ruВ частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn| (*)

Доказательство:

Для доказательства будем использовать предыдущее утверждение и метод математической индукции.

1. База индукции выполняется по утверждению, n=2

2. Предположим, что формула (*) выполняется для всех k=n-1. Введем следующие обозначения S11, А2, …, Аn), S21, А2, …, Аn), .., Sn1, А2, …, Аn)

(*)=S11, А2, …, Аn)- S21, А2, …, Аn)+ +(-1)n-1 Sn1, А2, …, Аn)

Имеет место формула

1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2 В частном случае дистрибутивности - student2.ruВ частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn-1|= S11, А2, …, Аn-1)- S21, А2, …, Аn-1)+…+

+(-1)n-1 Sn-11, А2, …, Аn-1) (**)

3. Произведем индукционный переход, т.е. покажем, что формула выполняется для всех k=n, для этого рассмотрим мощность объединения всех n множеств и произведем следующую операцию |А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2 В частном случае дистрибутивности - student2.ruВ частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn|, пользуясь утверждением.

Распишем по утверждению çА1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Вç=çА1ç+çВç-çА1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Вç где В=|А2 В частном случае дистрибутивности - student2.ruВ частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn|

=|А1|+|А2 В частном случае дистрибутивности - student2.ruВ частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn|-|А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2| В частном случае дистрибутивности - student2.ru1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А3| В частном случае дистрибутивности - student2.ruВ частном случае дистрибутивности - student2.ru1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn|=|А1|+ S12, …, Аn)-

- S22,…,Аn)+…+(-1)n-2 Sn-12,…,Аn)- S1((А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2),А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А3),…,(А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn))-

- S2((А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2),(А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А3),…,(А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn))+…+ (-1)n-2Sn-1((А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А2),(А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru А3),…,(А1 В частном случае дистрибутивности - student2.ru Аn))

Формула (*) выполняется для всех k=n.

Из пунктов 1-3 следует, что по методу математической индукции формула (*) выполняется для всех nÎN\{1}.

Задача: Каждый ученик класса либо девочка, либо блондин, либо любит математику. В классе 20 девочек, из них 12 блондинок и одна блондинка любит математику. Всего в классе 24 ученика блондина, математику из них любят 12. А всего учеников, мальчиков и девочек, которые любят математику – 17, из них 6 девочек. Сколько учеников в классе?

А – девочки

В – блондины

С – любят математику

|А|=20, |В|=24, |С|=17, |А В частном случае дистрибутивности - student2.ru В|=12,|А В частном случае дистрибутивности - student2.ru С|=6, |В В частном случае дистрибутивности - student2.ru С|=12, |А В частном случае дистрибутивности - student2.ru В В частном случае дистрибутивности - student2.ru С|=1

В частном случае дистрибутивности - student2.ru В В частном случае дистрибутивности - student2.ru С|=|А|+|В|+|С|-|А В частном случае дистрибутивности - student2.ru В|-|А В частном случае дистрибутивности - student2.ru С|-|В В частном случае дистрибутивности - student2.ru С|+|А В частном случае дистрибутивности - student2.ru В В частном случае дистрибутивности - student2.ru С|=20+24+17-12-6-12+1=32


Наши рекомендации