Структура теоретического знания. Функции научной теории.
Эмпирическое знание дает ответ на вопрос, как протекают явления, а теоретическое – на ответ, почему они так протекают. Задача науки состоит в поиске причин явлений и объяснении процессов на основе научных фактов. Эта задача решается в рамках высшей формы научного знания – теории.
Научные факты выполняют по отношению к теории двоякую функцию: либо верифицирует либо фальсифицирует. Но теория – это не просто совокупность научных фактов, это еще и источник нового знания (единство эмпирического и теоретического знания).
Формы теоретического знания:
1. научная проблема – осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые невозможно устранить посредствам старой теории. Постановка проблем – первый шаг в познании. За ним следует поиск
2. построение гипотезы – идеи, содержащей обоснованное предположение о существовании закона, объясняющего новые факты. Существует ряд критериев состоятельности гипотезы: 1) способность объяснять максимальное число научных фактов, 2) предсказательная сила, 3) простота и т.д. Наиболее убедительное подтверждение гипотезы – обнаружение предсказанных ею фактов. Так гипотеза становиться теорией.
3. теория – логически обоснованная, повторенная на практике система знаний об определенном классе явлений. Дискуссия о том, что представляет собой научная теория: описание или объяснение фактов
Линия Декарта – Лапласа – объяснение
Линия Паскаля- Ампера – описание
Структура научной теории:
1) фундаментальные идеи и принциы,
2) методологические принципы,
3) способы доказательства.
Структура теоретического знания:
а) модели частных областей знания;
б) модели развитых научных теорий (могут включать уровень а)). Формирование теорий, в рамках которых задается система законов и способы получения нового знания из уже имеющегося - гипотетико-дедуктивный метод. Таким образом структура теории рассматривается по аналогии с формализованной математической теорией, которой принадлежит иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов выводятся высказывания нижних вплоть до сравнимых с полученными эмпирически → противоречие: эмпирический уровень выстраивается по индуктивной системе, она неустойчива, рискованна, так как один факт может ее опровергнуть; а теоретическая модель устойчива (так как дедуктивна), но не дает приращения знания, только уточняет существующее → не могут вместе представить однозначную структуру научного знания; с самого начала была проблема интерпретации.
В интеррогативной модели структура научного знания: эмпирический уровень – теоретически нагруженные вопросы, теоретический – вопросы и ответы на них. Теоретическая нагруженность последующих рассуждений вне зависимости от области исследования задается структурой вопроса: а) явная предпосылка вопроса; б) неизвестные вопросы – то пространство, в рамках которого необходимо проводить исследование. Вопрос присутствует в теории: 1) в текстах теории → исследователь реконструирует тот вопрос, ответом на который стал конкретный текст. Задача реконструкции неоднозначна: серьезный текст при чтении отвечает на вопросы читателя в зависимости от его уровня знания и целей чтения. 2) вопросы, заданные читателем – тоже зависят от читателя. Заданный вопрос может и не привести к созданию новой теории.
Единица теоретического знания – теоретическая модель и формулируемый относительно нее теоретический закон. Теоретическая модель состоит из абстрактных объектов (теоретических конструктов), которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности. Теоретические модели входят в состав теории (в состав схемы). Теоретические схемы: 1) в составе фундаментальной теории – построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы; 2) в составе частных теорий (теоретические схемы и законы колебания, вращения тел, соударения упругих тел); 3) теоретические схемы играют важную роль в развертывании теории.
Некоторые частные теоретические схемы ассимилируются развитой теорией, поэтому они редко сохраняются в своем первоначальном виде, а чаще всего трансформируются и становятся компонентом развитой теории.
Функции научной теории.
· Информативная
· Систематизирующая
· объяснительная - является ведущей, предполагает предсказательную функцию, реализуется в многообразных формах, в частности как причинное объяснение; объяснение через закон (номологическое объяснение); структурно-системное, функциональное и генетическое (или историческое) объяснение. В гуманитарном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают типологии (ссылки на типичность объектов), а процедуры объяснения с необходимостью дополняются интерпретацией, в частности предпосылок и значений, смыслов текстов и явлений культуры. Историческое объяснение (при создании теории) – мысленное воспроизведение конкретного исторического процесса развития (итог этого развития рассматривается с помощью логического метода).
· предсказательная
· и др.