Наука как социальный институт. функции науки.
Р. Мертон, «Нормативная структура науки» (1942): наука как социальный институт, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения, в науке это научное сообщество. Организационные характеристики научного сообщества – общность цели, устойчивость традиций, самоорганизация, авторитет. Механизмы власти и принуждения отсутствуют. Позитивный результат – признание коллег (цитирование, сноски), негативный результат – игнорирование.
Императивы (этос) научного исследования – универсализм (внеличностный характер научного знания, неважно, кто совершил открытие), коллективизм (цель – чтобы результат стал достоянием научного сообщества), бескорыстие (единственный мотив научной деятельности – познание истины), организованный скептицизм (все подвергать критике).
Наука как социальный институт – организованная относительно обособленная система сообществ людей, взаимодействующих в определенной сфере социально значимой жизнедеятельности, которая соответствует исторически сложившимся профессиональным и ролевым ценностям и процедурам, удовлетворяющим потребности общества
Необходимым условием производства знания являются объединения исследователей –процесс институционализации науки:
I. Античность: появление научных школ (сократики, эпикурейцы, Милетская школа и т.д.). Школа предполагала передачу знаний, сохранение традиций, однако бла известной благодаря достижениям, которые внесла в науку. Полани – о творческой значимости научного знания, полученного в рамках школы.
Различают школы как исследовательские коллективы; центры образования; научные направления.
II. Конец 12 века: возникновение средневековых университетов (Оксфорд, Кембрижд и т.д.)
III. Конец 16- 17 века: появление первых научных сообществ и клубов. Наука как самостоятельная, самоценная сфера деятельности; перестали вмешиваться в теологию, политику, мораль; образ «книги природы», которую надо дешифровать через язык математики (Галилей) или чувств (Бэкон). Наука доступна избранным, открывает путь к благу. Основная форма общения – личная переписка. Научные общества, публикация исследований на национальных языках. Эпоха Просвещения – усиление тех же тенденций. 16 – 17 вв. – нет связи между наукой и производством.
IV. 17-18 века- университеты становиться центрами получение и развития знаний + неформальные объединения ученых (17 век –«Республика ученых» - переписка на латыни)
V. 18 век – национальные учебные заведения расширяются, способом коммуникации становиться национальный язык и журналы.
VI. 19 век появление специализированных учебных заведений, разделение науки на фундаментальную и прикладную.
VII. Вторая половина 19 – начало 20 в.:
а) осознается обществом экономическое значение науки;
б) ученый зарабатывает на жизнь наукой;
в) результат научного исследования – не теория, а применимость (возникает прикладная наука) → понятие «большая наука» - узкие специалисты для решения производственных задач в одном учреждении («малая наука» - фундаментальная), примат утилитаризма над творчеством и все более дробные науки.
VIII. 1945 – конец 20 в. – расширение социальных функций науки, изменение нормативно-ценностных ориентиров научной деятельности. Осознание необходимости единого развития науки (фундаментальная наука втягивается), отрыв науки от культуры, ценностных оснований, основой стали потребности производства.
- помимо этого возникают неформальные научные сообщества – т.н. невидимые колледжи.
- в 20-21 веке необходимо создание междисциплинарных сообществ науки (НИИ, академии, исследовательские группы по решению конкретных вопросов).
Наука и политика: проблема утечки кадров: самый продуктивный возраст в науке (25 – 50 лет) уходит в другие виды деятельности. США решали проблему за счет других стран → новые способы организации научной деятельности (например, командировки по миру после получения степени).
Функции науки в обществе (М. Вебер):
1) разработка техники овладения жизнью и другими людьми, новые технологии;
2) новые методы мышления и навыки обращения с ними;
3) наука содействует обретению ясности (мировоззренческая функция, сейчас меньше);
4) ученые как эксперты при принятии решений при управлении государством.
Влияние науки: например, достижения в физике дают усовершенствование средств коммуникации → мир становится единым целым, но люди перестают общаться с живущими рядом.
Нерациональные элементы (верования, традиции) дают ощущения дома, принадлежности к определенной культуре; рациональных методов договориться для жизни не хватает, наука перестает удовлетворять потребность человека в правильной ориентации в реальности.
Ценность науки в обществе.
Древняя Греция: путь к истинному бытию, в Возрождение – к истинному искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).
→ две позиции в философии:
а) культурологический сциентизм: наука – это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.
б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.
Общее: демонизация науки, объективная надличностная сила, улучшает или ухудшает положение человека.
Сциентизм и антисциентизм.
Возникновение двух альтернативных философско-мировоззренческих установок в к. 19. – н. 20 века. Критерий – оценка НТП и в целом роли науки в жизни современного общества.