Наука в средневековой Европе
В Европе наука начала снова подниматься только когда появилась Империя Карла Великого в конце 8го-начале 9го века. Без сильного Государства наука развиваться не может. Началось Каролингское возрождение. До этого, как уже говорили, наука была в глубокой Ж. Сам Карл Великий проявлял меценатство по отношению к ученым людям. У него был приближенный из Британии- Алкуин. Он составил одну из первых грамматик английского языка и создал одну из первых в протофранции школу. В империи Карла образование шло в школах и монастырях. Те скромные достижения науки, которые были достигнуты в империи Карла не смогли развиться ибо после его смерти империю разделили дети и начали воевать. Потом ток заключили мир.
В конце 10 века на базе нескольких германских герцогств появляется ещё одно сильное государство- германская империя.
С 11 века население в Европе увеличилось на 50%, происходит развитие хозяйства, ремесла, торговли, растут города, хотя численность их населения не велика(лишь в 15 веке появятся города с населением около 200 к, ех: Париж). Из-за появления таких центров как города, возникает потребность в образованных людях. Основные заказчики образованных кадров- Церковь, Государство (монархия развивалась, нужны чиновники с юр образованием), городское общество (нужны образованные люди, юристы, медики). Происходит рост школ при церквах и монастырях чтоб удовлетворить этот спрос. В конце 12-начале 13 века на этой базе возникают университеты.
Первый университет- 1088г- болонский университет. Обычно универы образовывались на базе уже имеющихся учреждений вроде церковных школ, светских учебных учреждений. Раньше универы образовались там где города появились раньше- юг Европы- Италия, Франция и т.д.
2 пути развития универов:
1. Итальянский- универ как корпорация студентов, создаваемый для удовлетворения бытовых прежде всего потребностей (проживание, взаимодействие с властями). Университет вообще происходит от слов universitas(совокупность/объединение) - scolarium et magistorum. В Италии студенты объединялись, нанимали преподов, контролировали их. Затем уже преподы стали объединяться в проф корпорацию чтоб защитить свое ремесло от посягательств студентов.
2. Французский- объединение преподов.
Возникает система аттестации- экзамены, которая являлась обязательной для допуска к преподавательской деятельности. Успешно прошедший аттестацию получал lecintia docendi- которая давала право преподавать. Званий как таковых не было, профессор, мастер, магистр- синонимы. Таким образом преподы выделились в отдельную проф категорию. Студенты выбирали декана- хоз староста(букв- старейшина). Факультет- первоначально означает группу преподавателей объединенных преподаванием одной дисциплины. деканус руководит факультетом. Универом руководит ректор(правитель), в Италии его избирали студенты из студентов. Одна из его главных обязанностей- закатить пир, поэтому должность была затратная.
Институт университета отличался от церковных школ: более четкая структура- 3-4 факультета- факультет искусств или философский (низший, с него начиналось образование), высшие- юридические, медицинские, теологические.
Получает развитие тот образовательный канон, который сформировался в церковных школах, а им достался от античности. На фил факультете изучали канон наук из двух частей:
- trivium- грамматика, риторика, диалектика (первоначально сводилась к логике(прежде всего органон Аристотеля), но потом включалось все более рациональных знаний(прежде всего из Аристотеля, но также и другие добавлялись), фактически это было ядро рациональных знаний существовавших в средние века, прежде всего- знания о природе. Дошло до того что в 11 веке возникает движение диалектиков которые считали, что рациональное знание важнее теологии. А попы говорили, что философия лишь служанка теологии).
- quadrivium- арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Учились в универе оч долго, ибо часто приходили туда вообще без образования.
Первые универы возникли в Италии и Испании (в Саламанке), потом Франция и Англия. Германские универы появляются в 14 веке, один из первых в Праге.
С 11 века начинается ассимиляция знаний Востока. Мощный толчок был дан крестовыми походами. Не надо думать, что рыцари привозили с Востока рукописи. В Европе уже были центры где осуществлялись контакты с Востоком- Сицилия(Палермо), где с 12 века была систематическая переводческая работа с арабского на латынь, другой центр- реконкистская Испания- Толедо и итальянский Салерно с мощной медицинской школой (жили там в основном греки и евреи, которые поддерживали связи с сородичами с ближнего востока). Все эти центры быстро начали ассимилировать арабоязычное наследие, которое в свою очередь сохранило и приумножило достижения античности.
Переводчики знаменитые:
- Герард Кремоиский
- Афелард Батский
Они перевели альмагест (Альм Нажиста/ Мегалэсинтаксис...) Птолемея, работы Аль Хорезми и т.п.
Однако до всеобщего употребления арабские числа вошли ток в 15 веке. Европейцы считали примитивным образом с помощью импровизированных школах с помощью жетонов на столе.
Были переведены не только арифметические труды арабов, но и труды Евклида. В 11-12 веках переводятся труды Аристотеля, Гиппократа, Архимеда и т.п. Объем знаний европейцев стремительно растет. Как раз в это время и развиваются университеты.
Благодаря всему этому развивается «наука» в средние века. Носителями этих знаний были ученые монахи, каноники (лица не получавшие церковного сана) и чиновники, а также некоторые представители городского общества получавшие универское образование. Появляется литература призванная удовлетворить потребность в рациональных знаниях.
С конца 13, в 14 веке помимо универского канона знаний, в связи с разложением рационализма начинает формироваться новый тип рационального знания враждебный схоластике и служащий альтернативой. Этот новый канон формируется вне университетов в среде самоучек занимавшихся наукой в качестве хобби. Это литераторы- гуманисты (studia humanitatis- гуманитарные занятия). Развитие переводческое деятельности и открытие античности подстегивало тех кто был недоволен существовавшим порядком вещей и искал альтернативу. Чтобы заниматься studio humanitaris надо было знать много языков, это были филологи занимавшиеся переводами античных и др трудов. Со временем у них формируется собственное мировоззрение чертами которого являются антропоцентризм, органицизм и т.п. Гуманисты открывают охоту за рукописями и вводят в обиход все больше античного наследия. Гуманистическое движение подготовит революцию 17 века (хотя это не единственная предпосылка).
Достижения в области науки средневековья:
· Альберт Великий(Больштедт)-(1207-1280) выходец из германских княжеств. Долгое время преподавал в парижском университете, потом вернулся к себе в Кёльн. За начитанность получил неформальный титул доктор универсалис. Это главный энциклопедист зрелого средневековья. Его знания были почерпнуты прежде всего из философских и естественнонаучных трудов Аристотеля. Альберт примерил знания древних с церковными знаниями. Их синтез сделал уже ученик Альберта -Фома Аквинский. Учитель и ученик превращают Аристотеля в главного авторитета, его знания практически становятся вровень с авторитетом отцов церкви. Альберт имел труды по зоологии, ботанике (не ограничивается пересказом Аристотеля, но и делает добавления от себя лично), физика, астрономия, минералогия, орфография. Он называл все это естественной философией (philosophia naturalis).
· Роджер Бэкон- (1214-1292)- тоже энциклопедист. Доктор мирабилис(удивительный доктор). Эта фигура отличалась от Альберта прежде всего в методологическом плане. У него была большая ясность и свобода мышления. Он тоже занимался пересказом Аристотеля, но при этом не стеснялся вставать по отношению к нему в скептическую позицию. Его называют предтечей науки 17 века за этот критицизм. Области интересов Бэкона также широки как у Альберта, за исключением того, что он не особо интересовался естествознанием. Он прежде всего интересовался физикой, астрономией, оптикой, математикой. Он объявил математику вратами и ключом ко многим наукам. Не мало внимания уделял экспериментам, он один из первых экспериментаторов. Его интерес к опыту отличает его от схоластов и роднит с однофамильцем Френсисом Бэконом. Теологию ставил выше всех наук, проявлял интерес к мистике, магии и алхимии, а также астрологии. Один из первых, кто описал порох в Европе. Его состав он засекретил в аллегориях, ибо осознавал его опасность.
Это крупнейшие ученые-схоласты, но были и другие.
I. Физика
Развитие получает теория движения, которая пришла в Европу вместе с Аристотелем. Движение осуществляется в наполненной среде и сталкивается с сопротивлением, которое надо преодолеть чтоб начать движение. Получались выводы правильные, а объяснение неправильное. Сейчас мы знаем, что покой относителен, а движение абсолютно. Тогда считалось что мы покоимся на неподвижной земле и чтобы начать движение нужен двигатель- животное или человек. Вечное круговое движение, которое осуществляют небесные тела получаются за счет перводвигателя- Бога. А как быть с брошенным телом? Тут уже античность столкнулась со сложностями. С той же проблемой столкнулась и схоластика. По Аристотелю движение здесь осуществляется средой- стрела движется воздухом. Но это объяснение не особо удовлетворяло, учитывая развитие метательного и огнестрельного оружия. Обостряется проблема объяснения инерциального движения. Схоластика сделала большой шаг к открытия закона инерции- impetus.
Impetus(14 век)- запечатленная сила, то что сообщается телу во время бросания и что постепенно расходится. Двигатель дает телу запечатленную силу, которая дает телу преодолеть сопротивление и двигаться. Только Галилей отринет теорию impetusa, который создаст свою теорию движения.
II. Ремесло
Как и в античности не зависело от книжных знаний, но производило практические знания, которые нужно было объяснить рационально.
В Еропу проникает Алхимия. Широко начала применяться такая химическая операция как перегонка.
Дальше инфы нет. Будем надеяться, до этого не дойдёт)
5. Наука в период Возрождения
Возрождение (ренессанс) – XIV – начало XVII – переходная эпоха от Средневековья к Новому времени. Отличительная черта — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение». В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.
Х/Ч эпохи:
· происходят Великие географические открытия.
· изменения характера экономических отношений- в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост производительности труда (сначала в Италии, потом во всей Европе) => элементы ренессанса начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы.
· становление буржуазного индивидуализма, который приходил на смену сословно-иерархической структуре феодальных отношений. Главными носителями идеологии Ренессанса стали мещане, городские высшие слои, монастырские и церковные интеллектуалы, которые стремились к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи реформ государственного аппарата и церкви. Они выступали против церкви, дворянства и всех феодальных порядков. Они были хорошо образованны, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки.
· В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Выдающуюся роль в области культуры, науки и философии играют университеты, которые образуются в различных европейских городах (в 1348 г. – в Праге, в 1364 г. – в Кракове, в 1365 г. – в Вене, в 1378 г. – в Эрфурте, в 1381 г. – в Гейдельберге и т.д.), при этом старые университеты теряют свое монопольное общеевропейское значение.
Х/Ч науки:
· формирование идеологии гуманизма, который рассматривал человека не как средство, а как цель, как высшую ценность. Гуманизм имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Реализация человечности в это время предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому появляется интерес к античному культурному наследию.
· натурофилософия- термин обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.
пантеизм - взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Два вида пантеизма: натуралистический и мистический.
- Натуралистический пантеизм разделял Бруно. Он одухотворял природу, наделяя ее божественными свойствами, растворял бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Человек - часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
- Мистический пантеизм разделял Кузанский. Он, напротив, растворял природу в боге. Бог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу, в нем совпадают все противоположности - абсолютный минимум и максимум, единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-идеалистическую направленность своей философии, он предвосхитил решение проблемы бесконечности, методология математических понятий для познания природы. Высказал ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.
Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохи развивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел.
· Гуманисты и мыслители привлекли к формированию своей новой идеологии Естественнонаучное сознание - это всеобщий духовный продукт общественного развития, и в таком качестве она многогранна. В науке критерий рационального освоения мира занимает главное место и из триединства – истина, добро, красота – в качестве ведущей ценности в ней выступает истина. В общественных науках одним из главных является статистика, а в естественных – эксперимент, и именно поэтому с Эпохи Возрождения научные доводы и предположения стали доказываться с помощью эксперимента, вопреки Аристотелевской концепции о невозможности изучения действительности по эксперименту, как ее искажению.
Развитие естествознания в XIV - XVI вв. нанесло по схоластическому мировоззрению не менее сокрушительный удар, чем гуманистическая мысль Возрождения. Авторитет науки весьма существенно отличается от авторитета церкви, так как он пользуется средствами исключительно интеллектуальными, не опирающимися на аппарат принуждения. Он завоевывает умы исключительно призывом к разуму. Этот авторитет еще в одном отношении отличается от церковного авторитета, который провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков: суждения науки высказываются в порядке предположения, на основании вероятности, и признаются подверженными процессу изменения. Это порождает склад ума, отличный от склада ума средневекового догматика.
· Распространение алхимии и «естественной магии», которая понималась как воздействие естественных причин на естественные предметы на основе законов и необходимости.
1459 г. – учреждение во Флоренции «Платоновской Академии в Кареджи»[10].