Достижения в отдельных науках.

I. Физика

Главная проблема – бытие, изменчивость и движение.

· Парменид (элеаты) встал на крайнюю т.з.в своей попытке объяснить бытие и небытие. Он осмыслил небытие как ничто и пришел к выводу что его нет, т.к. его нельзя помыслить. Бытие — это то, что есть в отличие от того, что только кажется и составляет область мнения, а не точного знания. Подвергая анализу понятие бытия, Парменид пришел к выводу, что бытие должно быть единым и, следовательно, не имеющим частей и неделимым, а также неподвижным и неизменным. Кроме того, будучи пространственно протяженным (а Парменид еще не мог его мыслить иначе), бытие необходимо ограничено, ибо совершенно и может быть представлено лишь в образе однородного шара, или сферы, «всюду равноотстоящей от центра». Отсюда пришел к выводу, что есть лишь одно бытие.

· Левкипп(учитель) и Демокрит(ученик)- атомистическая теория. О Левкиппе известно мало, его сочинения не сохранились, поэтому тяжко отделить его учение от учения Демокрита. Демокрит – «Великий Мирострой»:

- небытие = пустота – это нечто, это не ничто, но она не обладает какими-либо характеристиками. сущее же в собственном смысле есть «полное» бытие, причем оно не едино; таких сущих бесконечное множество, и они невидимы вследствие малости своих объемов. Они отличаются друг от друга лишь величиной, формой (например, у перца атомы с иголочками, потому и колется) и положением; они носятся в пустоте и, соединяясь друг с другом, порождают всевозможные вещи. Эти единицы бытия неизменны, неделимы и абсолютно полны – атомы («нерассекаемые»).

- последовательный натурализм. Даже душа состоит из атомов – особых огненных. Даже боги состоят из особых атомов – круглых огненных атомов. Мир возник из вихрей атомов. Миров множество. Одни миры распадаются, другие возникают. Атомы распределены по вселенной неравномерно.

- устраняет всякое разумное управляющее начало. Движением частиц управляет безликий мировой порядок. Жесткая система. Любое движение имеет источником предшествовавшее движение. Случайность – видимость, все имеет причину. Если что-то кажется случайным, мы просто не знаем, почему оно произошло. Предвосхитили теорию Лапласа.

- от вещей к нашим органам чувств идут атомарные истечения — идолы, а у нас в мозгу они рождают идеи.

Примерно в то время, в которое Аристотель создавал свою физику, Эпикур возродит атомистическую физику, хотя и в несколько измененном виде. Все атомы маленькие и одной формы. Детерминизм также претерпел изменения. Атомы Эпикура могут самоотклоняться, т.о. случайности возможны. Цель жизни человека по Эпикуру – счастье. Оно достижимо при наличии свободы воли. А она возможна только если допустить существование случайностей.

· Аристотель- создаёт другую физику, с блэкджеком и шлюхами. Она отлична и даже в чём-то противоположна Демокритовской.

В центре внимания физики Аристотеля проблема движения. Демокрит никак не объяснял ни что такое движение, ни какова его природа и причина.

По мнению Аристотеля, о движении можно говорить в разных аспектах:

1. Движение в отношении сущности (что-то возникает или исчезает)

2. В отношении количества (что-то прибывает или убывает)

3. В отношении качества

4. Пространственное движение, перемещение

4 – на самом деле – первый вид движения, с которым связаны все остальные. Его свойство – непрерывность. Там, где заканчивается одно движение, начинается другое – континуальность.

Протогюле – первая материя, абсолютная лишенность формы, неоформленное бытие.

Мир непрерывен, пустоты нет, мир наполнен, все примыкает друг к другу, где одно заканчивается, другое начинается. Всякое движущееся тело занимает какое-то место. Что такое место? Некий невидимый сосуд, который обнимает всякое тело. Движение тел Аристотель представлял как перемещение места. У места 3 измерения, место – не пустота, оно всегда чем-то заполнено – телом или, на худой конец, воздухом.

Движения:

1. Естественные – движение к своему естественному месту. Естественное место земли внизу, воды – тоже, потому дождь и падает на землю. Естественное место воздуха, наоборот, вверху. И огня тоже. Поэтому воздушные шары, подогреваемые горелкой, летят вверх.

2. Вынужденные

Вечность движения Аристотель обосновывает «от противного». «Отрицание вечности движения приводит к противоречию: движение предполагает наличие движущихся предметов, которые, в свою очередь, или возникли, или же существовали вечно неподвижно. Но возникновение предметов есть тоже движение. Если же они покоились вечно неподвижными, то тогда непонятно, почему они пришли в движение не раньше и не позже. Трудно объяснить также причину покоя, а такая причина должна быть».

Космология Аристотеля

- принимает идущую от пифагорейцев идею о том, что мир – совокупность вложенных др в др концентрических сфер, в центре которых находится земля. Вокруг Земли – лунная сфера (отсюда – «подлунный мир»). Надлунный мир – совокупность сфер. Все сферы сделаны из 5го элементы – эфира. Сферы прозрачны, но непроницаемы. На них находятся соответствующие небесные тела, которые к ним присоединены. Их движение идеально синхронизировано (в этом принципиальное

отличие от пифагорейцев, у которых сферы двигались каждая сама по себе)

- выделял особые небесные движения – круговые и земные – прямолинейные. Эта физика продержится до 17 в. пока ее не станет вытеснять физика Галилея, Декарта и, наконец, Ньютона.

II. Астрономия

Предпосылки были созданы путем заимствования у Др Египта и Вавилона. Но именно греки создали некую рациональную модель вселенной. Как объяснить причудливые движения планет? Астрономы др Востока не особо этим интересовались. А вот Греки..

Греки начали создавать геометрические модели Вселенной.

Сформировалось 2 пути:

1. Ведущий к гелиоцентризму. Гераклид Понтийский. Земля в центре, вокруг нее вращается Луна, где-то там же Солнце, а вокруг него многое другое – первая попытка отойти от радикального геоцентризма.

2. Аристарх Самосский. Пошел еще дальше. Есть центр, вокруг него вращается Солнце, а вокруг него все остальное, включая землю

Именно этими идеями вдохновлялся Коперник.

Но античная астрономия не приняла этих идей. «Если бы Земля вращалась вокруг Солнца, с нее бы все слетело». Вернулись к пифагорейской и аристотелевской геоцентрической схеме. Но внесли изменения.

· Гиппарх Никейский (середина 2го в до н.э.)- теория эпициклов.

Эпицикл- планета равномерно движется по малому кругу, называемому эпициклом, центр которого, в свою очередь, движется по большому кругу, который называется деферентом.

Достижения в отдельных науках. - student2.ru

Дневное светило равномерно движется по эпициклу, центр которого в свою очередь равномерно вращается по деференту. Периоды обоих вращений одинаковы и равны одному году, их направления противоположны, в результате чего Солнце равномерно описывает в пространстве окружность (эксцентр), центр которой не совпадает с центром Земли.

Так, по мнению Геппарха, вращалось Солнце вокруг Земли. «моталось». Схему Гиппарха разовьет Клавдий Птолемей.

III. Математика

Математику пифагорейцы постарались превратить в чистую науку, умозрительную дисциплину. Многое вложил и Платон. Понятие идеи очень повлияло на выработку представлений о математических объектах.

У греков появляется понятие нуля. Кроме натуральных чисел – рациональные. А вот до отрицательных не додумались. Алгебры как таковой тоже не было. Алгебраические задачи решали геометрически. В целом, решали довольно сложные задачи, например, квадратуры круга.

Но математика была теоретической наукой. Строительство колоссальных сооружений не имело отношения к Пармениду и Эвклиду. Чисто прикладное искусство, передававшееся от отца к сыну. Единственная сфера, где применялась математика – оптика.

· Евдокс Книдский- построил общую теорию отношений, основанную на новом определении величины. Если раньше теоремы теории отношений приходилось доказывать отдельно для чисел, отрезков и площадей, то понятие величины, введенное Евдоксом, включало в себя как числа, так и любые непрерывные величины. Это понятие определялось с помощью общих аксиом равенства и неравенства, к которым Евдокс добавил аксиому, теперь обычно именуемую аксиомой Архимеда: «Две величины находятся между собой в определенном отношении, если любая из них, взятая кратна, может превзойти другую». Исходя из этих аксиом, Евдокс разработал безупречно строгую теорию отношений, изложенную Евклидом в V книге «Начал».

Другим важнейшим вкладом Евдокса в математику была разработка так называемого «метода исчерпывания», заложившего основы теории пределов и подготовившего почву для позднейшего развития математического анализа. В основе «метода исчерпывания» лежит следующее положение: если от какой-либо величины отнять половину или более, затем ту же операцию проделать с остатком, и так поступать дальше и дальше, то через конечное число действий можно дойти до такой величины, которая будет меньше любого наперед заданного числа. С помощью этого метода Евдокс впервые строго доказал, что площади двух кругов относятся как квадраты их диаметров (само это положение было известно еще Гиппократу Хиосскому); далее, что объем пирамиды равен 1/3 объема призмы с теми же основанием и высотой и что объем конуса равен 1/3 объема цилиндра с теми же основаниями и высотой.

· Эратосфен- измерение окружности Земли. Солнечный луч падает в точку перпендикулярно измеряем какой-то там угол.

· Евклид - Сделал геометрию строго дедуктивной и доказательственной. Работа – «Начала»(15 книг)- обобщил всю известную геометрию и алгебру.

IV. Механика

· Архимед. Свои математические разработки делал в виде писем (верней они дошли до нас), которые он присылал Канону. Архимед первый и может быть единственный ученый фигура которого ближе всего к фигуре ученого нового времени. В нем органично сочеталась теоретическая и практическая деятельность(инженерная практика- много механизмов насобирал, в т.ч. и военных). Архимед есть основоположник статики. Статика- раздел механики изучающий силы воздействующие на тело пребывающее в покое. Аристотель тоже разрабатывал эту тему в книге "Механические проблемы"(есть версия, что его написал его ученик), которое в значительной мере посвящена загадкам рычага. Согласно этой работе, свойства рычага объясняются свойством круга, который якобы лежит в основе. Настоящим основоположником рычага является Архимед который написал "о рычагах", "о центре тяжести" и "о равновесии плоских фигур". Еще важный трактат- "о плавающих телах", который был посвящен гидростатике. Именно с гидростатикой связана легенда о короне- его попросили произвести экспертизу короны, проверить сколько там золота и серебра. Ломая голову над этой проблемой Архимед и сформулировал свой закон, что на тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила равная весу погруженного тела. Архимед разрабатывал также геометрическую теорию спирали. Из свойств спирали он создал крутую машину, которая по спирали поднимала воду наверх, типа насоса.

· Старший современник Архимеда-Ктесибий- пневматиками называли подобных ему в античности. Пневматики занимались проблемами воздуха, его упругостью, сжиманием и т.д. Ему приписывают создание двухцилиндрованного насоса. Также он создал водяной орган. Давлением воды вытеснял воздух и была соответствующая музыка.

· Герон Александрийский- написал труд из 3х частей- "механика"(до нас дошли только арабские переводы. Большая часть книги- описание механизмов, а в первой части- теория зубчатых колес. Он жил в первом веке новой эры, когда античная наука приходила в упадок, поэтому его сочинение больше компиляция, чем личный труд. Также у него была работа "автоматы", например устройству открытия дверей. Наиболее знаменитое его изобретение- эолипил или геронов шар.

V. География

Отталкивалась от мифологических представлений о земле. Земля мыслилась плоской- диск который по краям омывается синей рекой Океан (это мифический титан). В середине диска находится средиземное море. Критические соображения по этому поводу начал возвещать только товарищ Геродот в пятом веке.

· У пифагорейцев первые попытки осмыслить землю как шар. Четко эту мыслю высказал Платон, правда он не обосновывал эту идею.

· Первые попытки обосновать шарообразность Земли и оценить ее размеры были предприняты Аристотелем в его трактате "о небе". Он высказал гипотезу об окружности Земли (в два раза больше чем на самом деле (80 000 км).Также он работал над учением о климатических зонах. Он решил, что 5 зон- две полярных на верху и внизу, к ним примыкают умеренные зоны, а в центре тропическая. Аристотель считал, что жизнь могет быть ток в умеренных зонах, ибо в тропиках слишком жарко. Греки по идее жили в северной умеренной зоне.

· Поход Александра Великого сам по себе был большим вкладом в географию. Ибо были опровергнуты многие представления античных географов. Были в войске спец люди, которые должны были считать шаги, измерять расстояние.

· Еще важное путешествие- путешествие Пифея. Пифей был одним из первых кто прошел геракловы столпы(Гибралтар) и поплыл выше, к британии. Пифей пришел к выводу что дальше жилых земель нет, а есть белая, кашообразная субстанция.

· Дикеарх Мессены- географ и историк. Написал работу "жизнь Эллады" и "описание земли". В "описании земли" делается попытка создать рациональную и более менее точную карту. Он разработал определенные критерии картографии, поэтому карат его содержит определенные пропорции. Он очень точно вычислил окружность земли ошибившись всего на 310 км. Эйкумена(обжитая часть земли) составляла ок 12 тыс км и была вытянутым островом. Его труды до нас не дошли.

· Эратосфен-был эпистафовсом, т.е. главой александрийской библиотеки. Он математик. Самое точное в античности расчет окружности земли.

· Страбон- написал "географию"(компиляция географических сведений и обзор предшествующих географов).

География в античности была одновременно и этнографией.

Античность завещала нам правильное представление о форме земли- шар неправильной формы, знали северный и южный полюс, расстояния измерили и т.п.

VI. Медицина.

Особо замкнутая корпорация, которая передает свое искусство из поколения в поколение. Большие связи с Египтом и Междуречьем. Были определенные центры медицины- Книтская школа, остров корц. И т.п. В 5 веке начинает формироваться ряд сочинений на острове Корц, который потом будет полностью приписан Гиппократу(корпус гиппократиус).

· Гиппократ. Первый предположил что болезнь возникает из за неправильного смешения одного из четырех соков организма- крови, слизи, черной и белой желчи. Хуморальная теория. Короче, он впервые обозначил детерминистский подход к болезни.

· Герофил- тож крупный хлопец был, величайший врач, последователь Гиппократа.

· Эрасистрат- он критиковал хуморальную теорию и считал что проблема не в соках, а в неправильном питании.

После смерти Герофила его ученики разделились на:

-эмпириков- полностью забили на теорию.

-догматиков- четко следовали своду гиппократа.

Основная проблема физиологии- установление значения органов. Долго не понимали роль артерий, например. Клавдий Гален додумался. Прославился как превосходный анатом. Занимался вивисекцией, оставил более 250 сочинений. Установил соответствие анатомии обезьяны и человека.

VII. Филология.

Основные направления развития античной филологии:

1.Лингвистика, грамматика

2.Изучение смысловой стороны текста. Критика, истолкование, комментирование для того, чтобы подготовить к изданию те или иные памятники. Благодаря этому были впервые изданы труды Гомера (3в до н.э.)

Пергам (Кратес из Малла), Александрия (Аристарх Самофракийский) - крупнейшие филологические центры.

«технограмматика» - «грамматическое искусство» - вершина александрийской филологии.

Кратес в большей степени занимался литературоведением, критическим анализом и истолкованием поэм Гомера. Один из основоположников аллегорического истолкования мифов.

Эвгемер – также поддерживал идею об аллегорическом истолковании мифов.

Наши рекомендации