Эволюция и существование методологий познания. Основные положения системно-диалектической методологии познания.

Эволюция и существование методологий познания. Основные положения системно-диалектической методологии познания.

Метод - означает путь, способ получения знаний; методика - процедура (процесс) использования метода (методов); методология - учение о методах познания действительности. Методология — это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности людей. Она исследует внутренние механизмы, логику и организацию знания.

Нет и не может быть методологии, единственно правильной и эффективной на все времена. Методология познания всегда связана с условиями и целями процесса познания, с мировоззренческими и ценностными предпочтениями исследователя. В ходе своей истории человечество выработало различные методологии исследовательской деятельности. Сегодня в науке используется достаточно большое число методологических установок (классическая системная, информационнокибернетическая, синергетическая и др.), ориентирующих исследование определенным образом и призванных обеспечить эффективность и адекватность познания реальности. В процессе формирования и эволюции методологий вполне обоснованно можно выделить следующие ключевые формы.

Метафизическая методология - это описание объектов, их свойств и количественных параметров без учета влияния окружающей среды и процесса развития. Исследователь как бы вырывает объект из среды, рассматривает его состояние на данный момент времени, в статике. Идет накопление знаний об объекте как таковом, формирование определенной базы данных о нем, которые будут использованы в ходе дальнейшего познания. В процессе обучения эта методология играет чрезвычайно важную роль. Образовательные системы на всех своих уровнях пользуются ею очень широко.

Диалектическая (эволюционно-диалектическая) методология раскрывает внутреннюю противоречивость объекта, взаимодействие его свойств, сторон и тенденций. Она стремится выявить процессуальность, эволюцию изменения состояний изучаемого объекта, учесть как можно большее число его связей и отношений с окружающей средой.

Таким образом, метафизическая и диалектическая методологии познания, сосуществуя, дополняют друг друга.

Системная (структурно-функциональная) методология трактует исследуемые объекты как системы, выявляя их структуру и функции. Широкое использование этой методологии - одна из особенностей современной науки, поскольку системный характер имеет и живой организм, и общество, и природа в целом.

Системно-диалектическая методология стремится рассматривать объект исследования не просто как систему, а как систему меняющуюся и динамичную. Эта методология эвристична, она сочетает в себе достоинства ранее названных методологий, за ней будущее в сфере познания. Сегодня все эти методологии используются и действуют, дополняя друг друга, как в исследованиях, так и в организации практической деятельности

Закон отрицания отрицания.

С точки зрения метафизики отрицание означает уничтожение. С точки зрения диалектики отрицание - это момент развития. Этот закон Гегель объяснил на следующим примере: было два мешка с зерном, один мешок перемололи, другой посадили в землю: стебель отрицает зерно, над стеблем вырастает колос, который отрицает стебель. Зерно – это тезис, стебель - антитезис, колос - синтез. Смысл: формирование нового качества о предмете осуществляется не на пустом месте, а на основе старого качества, при этом старое качество не уничтожается, оно «снимается» и развивается на более ступени, происходит возврат к якобы старому, все самые ценные, лучшие качества развиваются дальше. Гегель ограничил этот закон триадой тезис – атитезис – синтез. В действительности, этот процесс бесконечен.

Методологическое значение: очень часто в социально-политической деятельности этот закон игнорируется: после революции 1917 года было движение пролеткульт, выдвинувшее идею уничтожения старой буржуазной культуры и создание социалистической культуры на пустом месте, то же самое произошло в период перестройки. При таком подходе может произойти деформирование системы.

В медицинском познании следует помнить, что любой организм - это повторение прошлого. Данное свойство во многом использует генетика.

Эволюция и существование методологий познания. Основные положения системно-диалектической методологии познания.

Метод - означает путь, способ получения знаний; методика - процедура (процесс) использования метода (методов); методология - учение о методах познания действительности. Методология — это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности людей. Она исследует внутренние механизмы, логику и организацию знания.

Нет и не может быть методологии, единственно правильной и эффективной на все времена. Методология познания всегда связана с условиями и целями процесса познания, с мировоззренческими и ценностными предпочтениями исследователя. В ходе своей истории человечество выработало различные методологии исследовательской деятельности. Сегодня в науке используется достаточно большое число методологических установок (классическая системная, информационнокибернетическая, синергетическая и др.), ориентирующих исследование определенным образом и призванных обеспечить эффективность и адекватность познания реальности. В процессе формирования и эволюции методологий вполне обоснованно можно выделить следующие ключевые формы.

Метафизическая методология - это описание объектов, их свойств и количественных параметров без учета влияния окружающей среды и процесса развития. Исследователь как бы вырывает объект из среды, рассматривает его состояние на данный момент времени, в статике. Идет накопление знаний об объекте как таковом, формирование определенной базы данных о нем, которые будут использованы в ходе дальнейшего познания. В процессе обучения эта методология играет чрезвычайно важную роль. Образовательные системы на всех своих уровнях пользуются ею очень широко.

Диалектическая (эволюционно-диалектическая) методология раскрывает внутреннюю противоречивость объекта, взаимодействие его свойств, сторон и тенденций. Она стремится выявить процессуальность, эволюцию изменения состояний изучаемого объекта, учесть как можно большее число его связей и отношений с окружающей средой.

Таким образом, метафизическая и диалектическая методологии познания, сосуществуя, дополняют друг друга.

Системная (структурно-функциональная) методология трактует исследуемые объекты как системы, выявляя их структуру и функции. Широкое использование этой методологии - одна из особенностей современной науки, поскольку системный характер имеет и живой организм, и общество, и природа в целом.

Системно-диалектическая методология стремится рассматривать объект исследования не просто как систему, а как систему меняющуюся и динамичную. Эта методология эвристична, она сочетает в себе достоинства ранее названных методологий, за ней будущее в сфере познания. Сегодня все эти методологии используются и действуют, дополняя друг друга, как в исследованиях, так и в организации практической деятельности


Наши рекомендации