Основные идеи и принципы прагматизма как методологии социально-гуманитарного познания

Прагматизм (греч. pragma - действие) - философия выживания человека и человечества в изменяющемся и усложняющемся мире, учение о человеческом действии как конституирующей основе социокультурного бытия, о способах его организации и критериях его эффективности.

Прагматизм - методологическая парадигма исследования общества, куль­туры, базирующаяся на универсальном методе решения – устранения проблем­ных ситуаций при помощи реконструкции опыта и формировании на ее осно­вании стратегии исследования, эффективность которой определяется ее опера­циональностью и достижительностью. Прагматизм исходит из убеждения, со­гласно которому человеку приходится действовать в изменяющемся мире, по­пытки концептуализации которого при помощи раз и навсегда определенных теоретических конструкций контрпродуктивны, поэтому к научным теориям, социальным программам и моральным принципам следует подходить инстру­ментально, т.е. с точки зрения их эффективности для достижения тех или иных целей.

Таким образом, прагматизм есть метод в широком и узком смысле этого слова, его можно определить как стратегию поведения человека в проблемной ситуации и как стратегию научного исследования, в рамках которой научные теории рассматриваются с точки зрения их дееспособности и достижительно­сти.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры прагма­тистского подхода.

Исходное положение прагматизма - представление о мире как многооб­разной, изменяющейся и усложняющейся реальности и культуре как страте­гии деятельности человека в нестабильном мире. Мир, в мировоззренческих конструкциях прагматизма, предстает как постоянно изменяющийся, поэтому не сводимый к какой-либо законченной схеме; человек – существо, стремя­щееся выжить и активно приспособиться к меняющимся условиям. Задача науки заключается в формировании стратегий успешного человеческого дейст­вия в условиях нестабильности мира. Соответственно в качестве объекта ис­следования прагматизм полагает не просто тот или иной фрагмент реальности безотносительно к его роли в жизни человека, но проблематичные для че­ловека явления или процессы природного и социального мира.

Важнейшее понятие, вокруг которого выстраиваются все другие поня­тия прагматизма – понятие «человеческое действие».Действие определя­ется как системообразующая основа человеческого бытия и исходный пункт теоретизирования. Наука и философия, как полагают прагматисты, вырастает из человеческих дел и связана и с ними по своей направленности(1). Главный вопрос, вокруг которого с позиции прагматистской парадигмы должны концен­трироваться усилия исследователя, это вопрос – что делать? Можно констати­ровать, что в качестве предмета исследования прагматизм полагает человече­ское действие в той или иной проблематичной, критической ситуации. Прагма­тизм концентрирует усилия на формировании технологии действия, понимае­мой как способ решения той или иной проблемы. Прагматизм в широком смысле слова есть правило поведения человека в критической ситуации, в уз­коспециальном смысле прагматизм есть правило поведения исследователя в ситуации научного поиска.

Ключевое понятие прагматизма– «человеческий опыт». Опыт квалифи­цируется как универсальное, имеющее множество разновидностей (чувствен­ный, сверхчувственный, спиритический, религиозный, моральный, художест­венный, социальный, культурный), явление. Задача науки, с позиций прагма­тизма, заключается не только в том, чтобы помогать человеку двигаться в по­токе опыта к поставленным им целям, но в том, чтобы преобразовывать, систе­матически совершенствовать – реконструировать опыт с тем, чтобы формиро­вать адекватные стратегии деятельности. Прагматизм рассматривают как заоке­анскую трансформацию эмпиризма, в его рамках бытует предельно широкое понимание опыта – не только как источника надежности знания, но и как окна в будущее, прогноза и правила поведения. Культура в контексте прагматист­ской парадигмы, рассматривается, в первую очередь, как опыт, подлежащий постоянному совершенствованию, следовательно, как программа деятельности человека и человечества в изменяющемся и усложняющемся мире.

Важнейший принцип прагматизма - принцип релятивизма.Суть прагма­тистского релятивизма выражена в тезисе: ценности проистекают из человече­ского опыта, любая попытка обосновать ценности или вывести их из трансцен­дентальных источников является ошибкой. Соответственно прагматистская па­радигма зиждется на идее замены трансцендентного, абсолютного смысла здравым смыслом. Человек, в такой трактовке, выступает как творец истины, а сама истина предстает как «обоснованная или гарантированная утверждае­мость». Помимо этого прагматизм выдвигает методологическое требование, со­гласно которому все истины и ценности должны быть подвергнуты анализу и критике с учетом контекстов и обстоятельств их появления на фоне продол­жающегося культурного развития»(2). Прагматизм культивирует «критическое мышление», направленное против любых форм авторитаризма в научных суж­дениях и социально-политической практике.

Прагматизм неотделим от номинализма. Номинализм (греч. nomina - имя) - термин средневековой схоластической философии, обозначающий уче­ние, согласно которому реальным является бытие лишь единичных вещей, об­щие понятия - универсалии - есть лишь имена. Суть прагматистского номина­лизма заключается в отказе от универсальных смыслов, обобщающих идей, концептуальных построений, в пользу логики индивидуализированных ситуа­ций, согласно которой любое теоретическое построение является ситуативным, т.е. вытекает из определенной проблемной ситуации и его нельзя экстраполи­ровать на другие ситуации.

Создатели прагматизма минимизируют онтологические спекуляции, кон­центрируя внимание на проблеме метода, репрезентируя прагматизм, в первую очередь, как принцип и способ решения проблем. При этом прагматизм как ме­тод универсален – это метод жизнедеятельности в широком смысле этого слова. Он применим не только в науке и производстве, но и в морали, социаль­ной жизни. Соответственно, прагматизм выступает против дихотомического разделение наук о природе и наук о духе. В видении прагматистов, такое чле­нение ведет к тому, что духовная сфера жизни общества остается за рамками критического анализа, что ведет к догматизму и авторитаризму. Сердцевину прагматистского метода составляет идея, согласно которой стратегия решения – устранения научной или обыденной проблемной ситуации формируется на основе реконструкции опыта – критического анализа экспериментальных дан­ных и уже имеющегося научного багажа.

Реконструкция опыта осуществляется поэтапно:

- первый этап характеризуется ощущением затруднения, тревожного со­мнения, усилия исследователя на этом этапе направляются на выяснение ис­точника затруднении и осознание существа проблемы;

- второй этап связан с формулировкой проблемы и превращением тре­вожной ситуации в проблематическую;

- третий этап – этап выдвижения гипотезы, выступающей в качестве про­граммы устранения критической ситуации, решения исходной проблемы, дос­тижения определенности. На этом этапе осуществляется конструирование стра­тегии решения исходной проблемы: основных идей, понятийного аппарата, конкретных процедур и способов;

- четвертый этап – этап критического рассмотрения выдвинутой гипо­тезы, теоретического прослеживания ее следствий и их оценки;

- пятый этап – этап экспериментальной проверки гипотезы, выяснения ее операциональных и достижительных потенций. Итог исследования и результат решения проблемы – некоторая новая сложившаяся реальность.

Метод реконструкции имеет в своем основании разработанную Ч. Пир­сом логическую процедуру абдукции. Последняя, соединяя дедукцию и индук­цию, предполагает в целях объяснения проблематичного факта найти некото­рую гипотезу, из нее получить следствия, чтобы подвергнуть последние экспе­риментальной проверке. Абдукция опирается на прагматистское правило - прагматистскую максиму, согласно которой понятие должно проверяться своими практическими последствиями, следовательно, истинными считаются идеи, подтверждаемые практическими результатами(3).

Позитивными чертами метода «реконструкции опыта», в видении идео­логов прагматизма являются: во-первых, способность к самокоррекции: в про­цессе применения метод реконструкции подлежит постоянному критическому анализу и экспериментальной проверке; во-вторых, практическая направлен­ность: теория рассматривается не только как отражение некоторой реальности, но как программа действия в той или иной ситуации; в-третьих, функциональ­ность в широком смысле: идеи, теории, системы выступают как инструменты реорганизации определенной среды, они предназначены для урегулирования проблемных ситуаций.

В качестве высшей и единственной моральной цели прагматизм утвер­ждает развитие, вечный процесс самосовершенствования человека и общества. Счастье, видении прагматистов, активный процесс, он предполагает преодоле­ние препятствий, устранение недостатков, искоренение пороков. Абстрактные идеалы, Абсолют определяется как изобретения философов, которых пугает необходимость постоянного поиска, движения вперед. Создатели прагматизма отвергают концепцию оптимизма, так же как и концепцию пессимизма. В каче­стве телеологической доктрины ими утверждается мелиоризм- убеждение о возможности улучшения специфических, существующих в данный момент ус­ловий. При этом речь идет не о радикальных революционных сдвигах, но о по­степенных, осуществляемых шаг за шагом, улучшениях существующих усло­вий посредством системы продуманных мероприятий.

Наши рекомендации