Генезис науки и проблема периодизации её истории. Преднаука и наука. Основные этапы развития науки.
ГЕНЕЗИС НАУКИ – дискуссионная проблема в истории науки, связанная с выявлением исторических условий формирования науки, в решении которойсложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм) и четыре основных версий её возникновения.
С точки зрения эстернализма (от лат. extro– вне) появление науки обусловлено полностью внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др.), поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития.
Интернализм (от лат. intro – внутри) основным фактором развития науки рассматривает сложившиеся на определённом этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов.
1) Начало науки, (преднаука) связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвящённые), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими, оказав сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме. 2
2) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностнообразная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания.
3) Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссетеста и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания.
4) Рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.
Становление философии и науки в античном мире. Философия как универсальная наука в период античности.
Предпосылками зарождения науки в Др. Греции: 1) полисная организация жизни (полис-город-госуд), в основе которой принцип 3И: 1. Исигория - свобода слова. 2. Исатомия - равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия - равенство всех пред законом. 2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток - законы общества выводились из Божественной воли, а Запад - создавались в ходе демократических процедур в полисе. 3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков - прибыль). 4)агональный хар-р культуры (состязательность) - развитие интел. способностей и их оттачивания на диспутах.
Возникновение философии связано с кризисом мифологического сознания. Относится к (-6) веку. Причины кризиса: 1. Разложение родовых и возникновение рабовладельческих отношений; 2. Невозможность с помощью мифологии ответить на следующие вопросы, ставшие перед людьми. 3. Происходит переход от традиционного мышления к самостоятельному; 4. Вместо образов стали мыслить абстрактными понятиями.
Черты античной философии: Сильная связь с мифологией; и Космоцентризм, т. е. мир – это единый космос, кроме него и вне его ничего нет, всё находится в нём, даже Боги; он никем не сотворён, всегда был и всегда будет; Космос мыслится по аналогии с человеком, он имеет тело, душу и разум.
Платон и Аристотель, их место в последующем развитии науки.
Платон
Платон - ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов. Развил теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и отождествлял с бытием. “Идеям” Платон противопоставлял небытие, отождествляемое с материей и пространством. Чувственныймир, по Платону, как порождение бытия и небытия занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени.