Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания
Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания
Философия – любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia- мудрость).
Зародилась в середине I тыс. до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древнем Китае, Древней Индии.
Основные периоды в развитии философии:
1. Эпоха Древнего мира – середина I тыс. до н.э. – 476 г.
2. Эпоха Средневековья – 476 г. – середина XIV в.
3. Эпоха Возрождения – середина XIV – начало XVII вв.
4. Эпоха Нового времени – XVII – XXI вв.:
4.1. Начало Нового времени - начало XVII в. – 1688 г.
4.2. Эпоха Просвещения – 1688 – 1789 гг.
4.3. Немецкая классическая философия – 1770 – 1872 гг.
4.4. Современная философия - XIX – XX вв..
Предмет философии
В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания, можно сказать, что она была наукой обо всем.
Затем в рамках философии стали выделяться другие науки (логика, астрономия, астрология, математика, эстетика).
Этика – наука о человеческом поведении считалась «ядром» философии, т.к. должна была указать путь к счастью или должному поведению.
В Средневековье философия стала пониматься как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия».
В эпоху Возрождения в качестве особой части выделилась философия природы, на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика и т.д.). В это же время из философии выделяются гуманитарные науки (социология, психология, история, филология).
В XX в. сформировалось следующее представление о предмете философии: философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
Основные аспекты философского знания
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии онтос – быть, существовать
ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМИОЛОГИЯ) – учение о познании мира гнозис - знать
АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке антропос - человек
АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях
Философские дисциплины: социальная философия, логика, этика, эстетика, научная методология, философия науки, философия истории, философия культуры, философия права, философия религии.
Основные направления и виды философского мировоззрения. Причины и основания материализма и идеализма. Дуализм.
Гераклит
Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520–460 гг. до н. э.). Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т. е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Гераклит из Эфеса происходил из аристократического рода, лишенного власти демократией, провел жизнь, сторонясь светских дел, а к концу жизни и вовсе стал отшельником. Основной труд «О природе», сохранившийся лишь отрывочно, еще при жизни Гераклита был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».
В учении о бытии (онтологии) Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.
Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.
Демокрит
Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.) из города Абдеры – греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.
Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; положению.
Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.
Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин – основа человеческих действий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность – из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху – это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).
Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе – познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине».
Философия Сократа.
У Сократа диалог стал основным методом нахождения истины. Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался а отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания
Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.
Аристотель
Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена.
Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле.
Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку.
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией. Метод доказательства из силлогизмов, т. е. из общих выводов, он назвал дедукцией.
Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог».
Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.
Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.
Философия И. Канта
В фoрмирoвании кантoвских идей выделяют два периoда: «дoкритический» и «критический». «Дoкритический» периoд oтмечен рабoтoй естественнo-научнoгo характера. Кант фoрмулирует гипoтезу o вoзникнoвении сoлнечнoй системы из некoей распыленнoй материи пoд вoздействием прирoдных сил. Oн исключает идею сoтвoрения мира, пытается сфoрмирoвать эвoлюциoнную мoдель мирoздания. В «критический» периoд Кант пытается рефoрмирoвать филoсoфию. Задачи oбнoвленнoй филoсoфии Кант фoрмулирует в виде вoпрoсoв: - Чтo я мoгу знать? («Критика чистoгo разума») - Чтo я дoлжен делать? («Критика практическoгo разума») - На чтo я мoгу надеяться? («Религия в пределах тoлькo разума») Кант стрoит свoю гнoсеoлoгическую систему. Пo этoй системе у челoвека три пoзнавательные спoсoбнoсти: чувственнoсть, рассудoк и разум. Чувственнoсть – пoзнание мира с пoмoщью oщущений. Рассудoк – спoсoбнoсть лoгическoгo мышления. Рассудoк с внешним мирoм не связан, oн oпирается на мысли чувства. Существуют вещи, научнoе знание o кoт невoзмoжнo. Этo Бoг, душа, свoбoда и тд. Этo oбласть третьей пoзнавательнoй спoсoбнoсти чел – разум. Разум ведет себя так, как будтo oн пoзнаваем. Например: чел пoнимает, чтo явл существoм смертным, нo ведет себя так, как будтo этo не так, и пoэтoму не мучается, а живет. Нo как тoлькo разум начинает истoлкoвывать свoи идеи, oн запутывается в прoтивoречиях. Кант эти прoтивoречия называет «антинoмиями разума». Пo Канту, этo не oшибки, а следствие тoгo, чтo разум выхoдит за пределы пoзнавательных вoзмoжнoстей челoвека. Oбщий итoг – суть научнoгo пoзнания заключается не в пассивнoм сoзерцании предмета, а в деятельнoсти пo егo кoнструирoванию, пoрoждающей идеализирoванные oбъекты, кoт тoлькo и мoгут быть предметoм науки. Другая oбласть науки, прoславившая имя Канта – этика. Этика – учение o мoрали. Следует пoступать тoлькo такoму принципу челoвеческoй вoли, пo кoт ты мoжешь пoжелать, чтoбы этoт принцип стал всеoбщим закoнoм. Кант гoвoрит, чтo нужнo пoступать так, чтoбы ты всегда oтнoсился к челoвечеству, как к цели, и никoгда не oтнoсился бы к нему тoлькo как к средству. Этo oбъективный принцип нравственнoсти. Субъективным принципoм нравственнoсти, т.е. мoтивoм нравственнoгo пoведения явл дoлг. Дoлгoм Кант считает неoбхoдимoсть действия исключительнo из уважения к нравственнoму закoну. Кант oтделяет действия ради дoлга oт действий сooбразнo дoлгу. Любoвь матери к свoему ребенку, увлечение искусствoм – сoциальнo oдoбряемые фoрмы пoведения. Пoступoк вo имя дoлга ( а не ради удoвoльствия, счастья) мoжет быть назван нравственным. Нo требoвания дoлга частo идут вразрез с сooбражениями выгoды, удoвoльствия. Успеха частo дoбиваются сoвсем не те, ктo следует нравственнoму дoлгу. Пoэтoму Кант выдвигает три пoстулата практическoгo разума. Дoбрoдетель не oстанется без награды, если: А) Бoг существует: Б) душа бессмертна: В) вoля свoбoдна.
Философия Гегеля
Диалектика (греч. - вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
В истории философии сложились три основных формы диалектики: 1) античная, 2) идеалистическая, 3) материалистическая
В центре ее внимания всегда была проблема развития.
Существуют три закона диалектики.
I. Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон вскрывает источник развития, каковым является противоречие. Все сущее состоит из противоположных начал, которые одновременно находятся в единстве и противоречат друг другу
II. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Этот закон вскрывает всеобщий механизм развития, то, каким именно образом происходит развитие.
Сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры, называется скачком.
III. Закон отрицания отрицания
Этот закон выражает направленность, преемственность развития.
Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само из нового превращается в старое и отрицается всё более новым. Отрицание означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи со старым, отрицаемым.
Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов.
Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь цикла. Основные принципы диалектики
1. Принцип всеобщей связи означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его элементов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные, пространственные и временные, случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид – внешние и внутренние (внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элемента социальной системы).
2. Принцип развития является фундаментальной основой диалектики. Развитие – это не чисто количественные изменения, а саморазвитие материи. Причина развития – во взаимодействии противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению.
3. Принцип системности означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. 4. Принцип причинности, т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую.
Философский иррационализм
Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностями.
Иррационализм как элемент философских систем. Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ.
Условия возникновения идей иррационализма. Иррационалистическими (в узком и собственном смысле слова) считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем. Виды философского иррационализма Предшественниками иррационализма в философии были Ф. Г. Якоби, и, прежде всего, Г. В. Й. Шеллинг. Но, как утверждал Фридрих Энгельс, работа Шеллинга Философия откровения (1843) представляет собой «первую попытку сделать из преклонения перед авторитетами, гностических фантазий и чувственной мистики свободную науку мышления». Ключевым элементом иррационализм становится в философиях С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Влияние этих философов обнаруживается в самых различных направлениях философии (прежде всего немецкой), начиная с философии жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма. Даже критический рационализм К. Поппера, часто называемый автором самой рациональной философией, характеризовался как иррационализм (в частности, австралийским философом Д. Стоувом). Необходимо мыслить диалогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика - рациональный способ познания категорий бытие и небытие, можно мыслить (на сколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогикичных методах.
Самосознание
Венцом развития сознания является
самосознание, т.е. осознание человеком самого себя, своей индивидуальности. И в филогенезе, и в онтогенезе (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти) человек первоначально осознает окружающий мир (это уровень сознания), а уже позднее – самого себя: свое тело, свои мысли, чувства, характер, мотивы поступков, потребности, свое место в обществе (самосознание).
Самосознание включает в себя:
Рефлексию – мыслительный процесс, направленный на анализ и понимание самого себя.
Ретроспекцию – припоминание и анализ лично наблюдавшихся и пережитых событий и своих действий в них.
Память – наличие воспоминаний, «культурная» память.
Антиципацию – представление о своих действиях до их реального осуществления.
Самооценку – ту значимость, которой человек наделяет себя и отдельные свои стороны.
Самоутверждение – стремление к высокой оценке и самооценке.
Самочувствие – комплекс ощущение, отражающих степень комфортности состояния человека.
Проблема сущности человека.
Как объект философского осмысления человек выступает в специальном разделе философского знания – философской антропологии. Термин «философская антропология» закреплен также за современной философской школой, представителями которой были немецкие философы: Макс Шелер (1874-1928), Арнольд Гелен (1904-1976) и Гельмут Плесснер (1982-1985).
Дать полное, адекватное и исчерпывающее определение человеку очень трудно, а может быть, и невозможно: слишком многогранен и разносторонен человек в своих мыслях, делах и поступках. Но попытки охарактеризовать человека предпринимаются. Одна из таких попыток принадлежит российскому ученому-философу Валерию Губину. Он выделил пять основных качеств, характеризующих человека.
Основные характеристики человека (по Губину)
Несводимость. Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет по повадкам волком; среди обезьян – обезьяной. Человек никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с делом. Человек постоянно переступает самого себя: чего бы он ни достиг, ему всегда мало; что бы ни получил, ему мало. Человек никогда до конца не осуществляется, всегда меняется, преодолевает свое сегодняшнее состояние.
Неповторимость. Каждый человек уникален. Даже внешне незаметная и неинтересная жизнь достойна уважения, если человек ее проживает как свою собственную жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно. (Но в самой потаённой глубине своей сущности люди одинаковы!)
Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он зависит от тысячи факторов: наследственность, климат, культура, государственный строй, зарплата, семья. Пересечение этих зависимостей создает водоворот случайностей, предугадать которые невозможно. Человек не знает, что с ним будет завтра, поэтому не в силах что-то предотвратить.
Незаменимость. Человек должен найти свое место в жизни, свое дело, ради которого пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое кроме него никто не сделает. Проблема в том, чтобы найти это место и дело.
Невыразимость. Человека нельзя изучить, познать объективно как некий внешний предмет.
Несмотря на сложность или даже невозможность определения понятия «человек», в философии человек понимается как особое существо, явление природы, обладающее
1. биологическим началом, приближающем его к высшим млекопитающим;
2. духовным началом – способностью к абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры;
3. социальным началом - способностью к высокому уровню социальной организации. Причем в современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало контролирует биологическое.
Формы истины
Научная – истина, к которой применимы критерии научности: объективность, рациональность, нацеленность на восприятие сущности, системность и проверяемость.
Религиозная – истина основана на вере и является абсолютной.
Истина повседневного знания – основана на повседневном опыте, на некоторых индуктивно установленных правилах, не обладающих доказательной силой.
«Художественная правда» - степень полноты, глубины, яркости и адекватности выражения действительности в художественном образе того или иного произведения искусства.
Культура и цивилизация
Культура – это творческая, созидательная деятельность человека, направленная на себя, на других людей, на природу и общество. Эта деятельность осуществляется в соответствии с идеалами, ценностями, нормами и правилами конкретного исторического периода.
Чарльз Сноу (1905-1980) выразил различие внутри культуры как целостного образования в виде альтернативы двух культур – научно-технической и гуманитарно-художественной.
И. Кант определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Исходя из своего понимания сути культуры, Кант противопоставил «культуре умения» - «культуру воспитания», а чисто внешний «технический» тип культуры назвал цивилизацией.
Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре: отделение умственного труда от физического, развитие различных форм общественного сознания, возникновение зачатков наук, появление письменности.
Культура развивается медленнее цивилизации. О. Шпенглер написал книгу «Закат Европы» - гибель высокой культуры, замещение культурных (духовных) ценностей ценностями цивилизации.
Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания
Философия – любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia- мудрость).
Зародилась в середине I тыс. до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древнем Китае, Древней Индии.
Основные периоды в развитии философии:
1. Эпоха Древнего мира – середина I тыс. до н.э. – 476 г.
2. Эпоха Средневековья – 476 г. – середина XIV в.
3. Эпоха Возрождения – середина XIV – начало XVII вв.
4. Эпоха Нового времени – XVII – XXI вв.:
4.1. Начало Нового времени - начало XVII в. – 1688 г.
4.2. Эпоха Просвещения – 1688 – 1789 гг.
4.3. Немецкая классическая философия – 1770 – 1872 гг.
4.4. Современная философия - XIX – XX вв..
Предмет философии
В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания, можно сказать, что она была наукой обо всем.
Затем в рамках философии стали выделяться другие науки (логика, астрономия, астрология, математика, эстетика).
Этика – наука о человеческом поведении считалась «ядром» философии, т.к. должна была указать путь к счастью или должному поведению.
В Средневековье философия стала пониматься как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия».
В эпоху Возрождения в качестве особой части выделилась философия природы, на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика и т.д.). В это же время из философии выделяются гуманитарные науки (социология, психология, история, филология).
В XX в. сформировалось следующее представление о предмете философии: философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
Основные аспекты философского знания
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии онтос – быть, существовать
ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМИОЛОГИЯ) – учение о познании мира гнозис - знать
АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке антропос - человек
АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях
Философские дисциплины: социальная философия, логика, этика, эстетика, научная методология, философия науки, философия истории, философия культуры, философия права, философия религии.