Философия постмодерна (Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр)
Жан Бодрийяр (род. 1929) Французский философ, культуролог, социолог. К сфере его интересов относятся понятия и явления, которые ранее не относились к сфере рассмотрения философов и считались не столь важными. В частности, большое внимание уделяется сфере современного общественного быта – потребления товаров и вещей, что делается строгими научными методами.
По мнению Бодрийяра, потребление – это глубокий процесс выбора, организации и регулярного обновления бытовых вещей. Важную роль при этом играет реклама, внедряющая в сознание людей образ общества, «одаривающего» своих членов благами. В акте потребления потребляется не товар, а знаковая структура, товар – это прежде всего знак, и все, что нас окружает – это знаки. Получается, что мы покупаем прежде всего не товар, а знак – принадлежность какой-то фирме, модное течение, и т. д., эстетические знаки, окружающие нас, формируют в нас избыточные потребности, создавая прибавочную стоимость знака. Для закрепления знаков в человеческом восприятии служит реклама, переводящая воображаемое и бессознательное в реальность. Знаки начинают взаимодействовать между собой, отрываются от своих референтов и к концу XX в. получают полную автономность сигналов – «симулякров». Симулякры воспроизводят и транслируют смыслы, неадекватные происходящему и имеющие различные толкования. Нельзя быть уверенным, реальность ли это вокруг нас, либо симуляция. В мире, наполненном симулякрами, происходит мутация реального в гиперреальное: симулякр порождает прозрачность окружающего, где ничто не может быть утаено или сокрыто. В таком мире все приобретает избыток реальности. Реальное как гиперреальное – это бесконечное воспроизведение, детализация объектов, превращение их в модельные серии. Прозрачность уничтожает расстояние между объектом и человеком, который живет в мире «после оргии» - все уже сбылось, все утопии реализованы, идеи и ценности утрачивают свой смысл, однако воспроизводятся и заполняют все вокруг. Все проникает во все: транссексуальность, трансэстетика, трансэкономика. Человеку остается только делать вид, что он создает что-то новое, притворяться, что этого еще не было. Тенденция в развитии западного общества поставить все в зависимость от товара привела к эстетизации мира, к превращению мира в семиотическое пространство. В общем и целом работы Бодрийяра довольно пессимистичны, однако в них затрагиваются многие важнейшие моменты, касающиеся культуры постмодерна, в частности, симуляция и симулякр, гиперреальность, переоценка ценностей и многие другие. Бодрийяр говорит о «смерти» метафизики, так как при исчезновении различия между симуляцией и реальным для нее не остается места.
Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998) Французский ученый, обосновавший концепцию постмодернизма в философии.В центре философской концепции Лиотара заложены концепция множественности и концепция плюральности. Он подчеркивает неповторимость события, особенность каждого «теперь». В связи с вниманием к множественному Лиотар ставит под вопрос традиционную модель единства и дает принципиально плюралистическое понимание действительности. Любые привила и принципы, претендующие на тотальное господство, становятся недействительными (см. «метанарративы»). Кризис ценностей и идеалов Просвещения означает отход от тотального и возвращение к ценности индивидуального опыта. В этом состоит суть спора между модерном и постмодерном: в современности не может быть всеобщих правил дискурса. Нет ни проигравшей, ни победившей стороны в споре, так как каждое положение оправдывается, поскольку имеет право на существование.
Большое внимание Лиотар уделяет статусу знания в современной культуре. Он полагает, что концепция «языковых игр» применима к различным областям человеческой деятельности и важна именно потому, что не требует безусловно истинных правил игры, а основывается на договоренностях. Многообразный дискурс предполагает использование нарративной (повествовательной) формы, так как именно она способствует сплочению общества. В повествовании свободно сочетаются различные виды высказывания, например, описательные, предписывающие, оценивающие и др. Для осуществления языковой игры необходим не только рассказчик, но и слушатель, что также налаживает коммуникацию. Наряду с абстрактными ценностями, такими как красота, добро, истина, культура и др., развиваются «перформативные» ценности знания, те, которые повышают эффективность действия.
Каждый имеет право индивидуального выбора в своей реализации. Это дает возможность сосуществования множества различных языков, которые невозможно свести к полному тождеству. На этом фоне меняется и задача социума – прежде всего сохранение разнородности, поддержка практики различных «языковых игр». Поддержка и сохранение индивидуального, различного заступают вместо нахождения универсального языка и сплачивающей идеи.
Неоспоримо значение работ Лиотара для развития постмодернистской проблематики – он ввел в дискуссию многие аспекты, такие как кризис метанарративов и возрастание роли микронарративов, перформативность знания.