Грамматическая связь: согласование
19.Разберите словосочетания. Докажите, что слова связаны посредством согласования. Для этого поставьте главное слово в другом числе или в другом падеже и посмотрите, как ведет себя зависимое слово.
Новый дом, цветной карандаш, этот мальчик, всякий ребенок, какой-нибудь ответ, бархатная ткань, первый человек, мой костюм, папин пиджак, воробьиная стая.
Определение
20.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».
В голубоватом свете, словно морозный узор на стекле, вырисовывался хрустальный дворец. Невесомый и прозрачный, он стоял между небом и землей на призрачной горе. Лунный свет струился на волшебный замок, наполняя его искристым сиянием, и вдруг произошло невероятное. Размытые контуры колоннад обрели четкие очертания и налились мраморной белизной. Величественные купола засверкали бриллиантами и перламутром. В окнах зажегся свет, и из дворца полилась нежная музыка.
1) Найдите в каждом предложении все определения. Выпишите их вместе с главным словом, к которому они относятся. Определите, в чем они согласованы.
2) Какую роль в тексте играют определения?
3) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
4) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.
Алгоритм ответа Морозный – это определение, выраженное прилагательным. |
21.Сделайте отрывок из сказки Т.Крюковой ярче, вставив подходящие по смыслу определения на месте пропусков.
По улицам города ехала красочно расписанная кибитка. Тощая кобыла, тянувшая повозку, была покрыта ____ попоной, а в ее ____гриве развевались ____ленты. На козлах, широко улыбаясь, сидел мужчина ____ вида. Несмотря на ____ улыбку, он походил на разбойника с большой дороги. Позади него стояли ____ паренек, одетый в ____ костюм скомороха, и ярко накрашенная девица. Скоморох, смешно раздувая щеки, дудел в видавший виды, но до блеска начищенный горн, который издавал ____ звуки, ни в коем случае не претендующие на то, чтобы называться музыкой, а девица била в ____ барабан. Время от времени они переставали терзать инструменты и созывали всех на вечернее представление. В ____ жизнь маленького городка ворвался дух странствий и приключений, ожидания праздника и волшебства, которые может принести только бродячий цирк шапито.
Слова для справок:пестрый, жиденький, яркий, свирепый, открытый, тщедушный, пестрый, истошный, пронзительный, огромный, размеренный.
Грамматическая связь: управление
Сильное и слабое управление
22.Заполните таблицу примерами, взятыми из рассказов Н.Носова.
Сильное управление | Слабое управление |
1) Он хочет мороженое. 2) Я свой телефон разобрал. 3) Пошел к Мишке. 4) Мама похвалила ребенка. 5) Все спали на печке. 6) Я встал и зажег лампу. 7) Подхожу к двери. 8) Мы давно готовились к празднику. 9) Он толок в ступе сахар. 10) Я передал ему сковородку. 11) Пришлось ходить в валенках. 12) Мишка осмотрел елку. 13) Как ты сделаешь санки из топора? 14) Елку схватил за ствол. 15) В комнату нельзя войти. 16) Поставили самовар во дворе, сели на крылечке.
(По рассказам Н.Носова)
Дополнение
23.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».
В тот день все шло наперекосяк. Началось с того, что какая-то дворняга стянула у циркачей кусок вареной говядины и благородным артистам пришлось довольствоваться сухим хлебом с кипятком. Во время представления несчастья посыпались одно за другим. Жонглируя, Скоморох не успел поймать один из мячиков, и тот, отлетев в сторону, попал прямо в лоб зрителю в первом ряду. Пострадавший стал возмущенно кричать, что ему набили шишку, и требовать возмещения ущерба.
1) Найдите в каждом предложении дополнение, подчеркните его. Если дополнение относится к глаголу, определите, сильное оно или слабое.
2) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
3) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.
Алгоритм ответа … – это дополнение, выраженное существительным (существительным с предлогом, местоимением). |
24.Разберите предложения, подчеркнув каждый член предложения и определив, чем он выражен. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации.
1) Они носились в разные стороны, налетали на стены домов и шлепались на землю. 2) Мы перенесли горячий самовар в нашу комнату, зажгли лампу и стали пить чай. 3) Мы с Мишкой остались у нашей соседки тети Наташи.
(По рассказам Н.Носова)