Критика неопозитивизма. Исторический аспект
С 30-х годов среди представителей философии науки начинает возникать недоверие к неопозитивистскому течению. Это было связано с осознанием явных противоречий неопозитивистской концепции с реальным процессом развития науки, которая по существу низводится до уровня информационной системы готовых знаний и представляет развитие науки только как кумулятивный процесс, результаты которого независят от конкретных социально-исторических условий . В связи с этим, в философских кругах проявилось стремление осмыслить развитие науки в целом, выявить формы и методы, позволяющие иследовать, как сложившуюся логическую структуру науки, так и развивающееся содержание научного знания. Наиболее четко данный подход проявился у сторонников исторического направления, которые стремились применить исторический метод к анализу научного знания. Закат неопозитивизма и приход на смену ему историзма положили начало новому виденью науки, ее структуры и законов развития. Если представители неопозитивизма рассматривали науку, научное познание и теории, так сказать, в статической плоскости, вне контекста человеческой культуры, то теперь характерной чертой исследований в области философии науки становится стремление показать динамику научного знания, изучить рост знания с учетом исторических, психологических, социокультурных факторов. Развитие в данном направлении привело к значительному обогащению различных направлений философии науки и более глубокому пониманию структуры науки и закономерностей ее развития.
Современная философия науки
Рассматривая основные направления современной философии науки следует отметить, что хотя за частую они отличны друг от друга в во взглядах на природу познавательного процесса, однако общим для их всех является понимние сложного динамического характера накопления знания.
Становление науки
Наука, как составляющая часть общечеловеческой культуры представляет собой, как средство выработки и систематизации знаний о действительности . Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Весь ход исторического развития вырабатывает в науке те свойства, которые превращают ее в действительную производительную силу общества и его важнейший социальный инструмент. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности картину научного мира.
Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более древнем обществе (Шумерская культура, Египет, Китай, Индия), возникновение науки относится к 6 веку до н.э. когда в Древней Греции сложились соответствующие условия. Для ее возникновения был необходим достаточно высокий уровень производства и общественных отношений, приводящих к разделению умственного и физического труда и тем самым открывая возможность для систематического занятия наукой. Это в достаточной степени было присуще Древней Греции, проявившей себя как образец для всего дальнейшего развития науки. Следует отметить, что формирование науки в тот период требовало критики и разрушения существующих мифологических систем.
Однако до XVI века, наблюдается достаточно медленный рост научного знания. Лишь мануфактурное производство, торговля, мореплавание, требовавшие решения конкретных задач, заставили науку развиваться более динамично.
Оформление науки в качестве социального института произошло в XVII-XVIII века, когда в Европе образованы первые научные общества и академии.
На рубеже XIX-XX веков возникае новый способ организации науки - крупные научно-исследовательские институты и лаборатории с мощной техническо базой, что приближало научную деятельность к формам современным формам индустриализации труда. В этот момент наука перестает играть вспомогательную роль по отношению к производству. Наука начинает опережать развитие техники и производства. Складывается единая система - научно-техническое производство, в которой науке принадлежит ведущая роль.
В 20-х годах нынешнего столетия присходит тесная и прочная взаимосвязь науки с другими отраслями. Научно-технический прогресс создает условия для тесной интеграции науки, техники и производства, которые позволили обеспечить четкое прохождение научной идеи отзарождения до широкого применения на практике. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества.