Немецкая классическая философия. Кант.
Немецкая классическая философия − это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872) и выражала идеологические взгляды прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношений. Немецкая классическая философия − это своеобразное обобщение опыта буржуазных революций.
Отсюда − компромиссные тенденции и стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно – теоретической, или абстрактно – чувственной. Каждый из представителей этого этапа создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется и общими чертами. Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и превзошла, сделав этот синтез базой для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм.
Характерными особенностями немецкой классической философии можно назвать следующие:
1. Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.
2.Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербахсоздает новую форму материализма − антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.
3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг − натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический.
Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Кантовская диалектика − это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития.
Природа у него − становящийся, развивающийся дух. Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении.
В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. − в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития. Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой. Особо надо сказать о Фейербахе. До последнего времени в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха к диалектике Гегеля трактовалась как отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует разделить этот вопрос на две части: первое − отношение Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии Гегеля; второе − Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, «выплеснул с водой и ребенка», т.е. не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли.
Однако сам Фейербах в своих философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.
5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.
Присутствуют как материалистические, так и идеалистические концепции. Ключевые вопросы – что есть человек, как возможно познание, вопрос о первоначале мира.
Н.К.Ф. получила название классической в связи с тем, что принципы философствования заложенные в ней носили образцовый совершенный характер из которого исходила философия последнего времени. Н.К.Ф. продолжает традицию века просвещения, обращение бытия мира природы человека к просвещенному разуму. Она концентрирует своё внимание на творческой деят-ти чел-го духа, обладающего автономностью по отношению к природе и к миру. Н.К.Ф. опирается на диалектический метод. Н.К.Ф. характеризуется возвращением к созданию универсальных философских систем.
Философское творчество Канта делится на 2 периода: 1.докритический 2 критический, границей между которыми служит 1771 г. В докритический период (1745 – 1771) Кант преимущественно интересовался естественнонаучной проблематикой и в целом придерживался материалистических позиций. Основное сочинение докритического Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год) посвящено анализу астрономических явлений. Он утверждает, что, природа не всегда была такой как сейчас, она развивается, имеет историю.[1] Кант пытается показать «историю» неба, процесс возникновения и развития солнечной системы. Кант выдвигает теорию образования солнечной системы из первоначальной туманности. Эта теория получила распространение как теория Канта-Лапласа. Кант с одобрением упоминает идеи античных атомистов и признаёт их влияние на свои воззрения. Понятие Бога в рассуждениях о возникновении мира Кантом почти не используется. Процесс образования Вселенной определяется, по Канту, действием сил притяжения и отталкивания (это заимствовано из физики Ньютона). Материи изначально присущи механические законы. Зная эти законы, можно объяснить возникновение и устройство Вселенной. Кант заявляет: «Дайте мне материю, и я построю из неё мир». Однако механистический подход обнаруживает своё бессилие в объяснении возникновения жизни. Даже столь ничтожные в сравнении с планетными системами существа как гусеница или травинка намного сложнее и совершеннее величественных небесных тел. Таким образом, Кант начинает продолженную затем другими представителями немецкой классической философии критику господствовавшей в 17 – 18 вв. механицистской картины мира.
Замысел критической философии. Переход Канта к критической философии совершился в 1771 г. после прочтения им сочинений Д. Юма, пробудивших его от догматического сна (по признанию самого Канта). Усвоение идей Юма заставило Канта усомниться в том, что чувства и разум отражают мир таким, каким он существует в реальности. Прежние свои воззрения, характеризовавшиеся именно такими убеждениями, Кант назвал догматизмом. Кант постепенно переходит на субъективно-идеалистические позиции, сопровождающиеся агностическими тенденциями. «Наш век есть век критики» - вслед за просветителями утверждал Кант. Ничто не должно быть освобождено от критики со стороны разума. Однако Кант полагал, что вначале должны подвергнуться критике разум и другие способности человека. Только если они докажут свою состоятельность, их можно будет применять в качестве критикующей инстанции. Отходя от позиций Просвещения, Кант заявляет: «Мне пришлось ограничить[2] знание, чтобы дать место вере». Кант считает, что изучению объектов внешней реальности должно предшествовать изучение способност ей человека, определяющих его познавательную, практическую и художественную деятельность. Философию, занимающуюся исследованием способностей человека, Кант назвал трансцендентальной. Во второй, критический, период творчества Кант пишет три своих главных работы: «Критика чистого разума» (1781 г.), содержащую анализ познавательных способностей. «Критика практического разума» (1788 г.), посвящённую анализу способности желания. Эта работа Канта содержит рассмотрение вопросов этики. «Критика способности суждения» (1790 г.), посвящённую изучению чувства удовольствия и неудовольствия, на котором основаны наши суждения о красоте в природе и искусстве. В дальнейшем мы будем писать об изложенных в «Критике чистого разума» гносеологических воззрениях Канта.
В спорах между эмпиристами и рационалистами Кант стремится занять промежуточную позицию. Он заявляет: «Всё наше познание начинается с опыта (уступка эмпиризму – М. Г.), но не сводится полностью к опыту (уступка рационализму – М. Г.)». В сознании, утверждал Кант, есть как полученное в ходе опыта (апостериорное), так и существующее до и помимо опыта (априорное). Кант выделяет три главных познавательных способности человека: 1. Чувственность, 2. Рассудок, 3. Разум. Разделение рациональных способностей на рассудок и разум считается одним из достижений гносеологии Канта. Учение о чувственном познании называется Кантом трансцендентальной эстетикой. Чувственные созерцания возникают от воздействия на нас неких объектов, называемых Кантом вещами в себе. Существование внешней реальности однозначно признаётся Кантом, что отличает его философию от близкого к солипсизму учения Беркли. Это материалистическая тенденция в философии Канта. Однако вещи в себе остаются непознаваемыми, поскольку мы всегда имеем дело лишь с произведёнными от взаимодействия с ними созерцаниями и мыслительными конструктами, которые называются Кантом вещами для нас. Кант в отношении вещей в себе выступает как агностик. Вещи в себе (ноумены) образуют мир трансцендентного - лежащий по ту сторону сознания и недоступный познанию. Вещи для нас (феномены) образуют мир имманентного - свойственного сознанию и познаваемого.
Кант является наиболее известным представителем субъективного понимания пространства и времени. Кант полагает, что пространство и время не существуют в объективной реальности, а свойственны лишь сознанию, субъекту и связываются с деятельностью чувств. Пространство и время определяются Кантом как априорные (доопытные) формы чувственности, в рамках которых мы оформляем все созерцания. Согласно Канту, мир вещей в себе (ноуменов) существует вне пространства и времени, а все вещи для нас (феномены) существуют в пространстве и времени. Время объявляется Кантом внутренним чувством, на основе которого возникает арифметика. Пространство рассматривается как внешнее чувство, на основе которого возникает геометрия. Поскольку пространство и время присуще всем субъектам и подчиняются одинаковым законам, становится возможной математика как наука. Учение о рассудке (трансцендентальная аналитика).
Учение о разуме (диалектика). Разум - высшая познавательная способность человека. Она заключается в возможности производить умозаключения, из одних суждений выводить другие. Разум оперирует идеями. В отличие от категорий рассудка идеи разума могут не иметь в опыте никакого адекватного объекта, поскольку разум непосредственно с чувствами не взаимодействует. Отсюда проистекает возможность создания ложных, мнимых идей. Кант выделяет 3 главные идеи разума: 1. Душа, 2. Мир, 3. Бог. На основе каждой из этих идей возникает дисциплина, претендующая на научный статус. На основе идеи души появляется психология, на основе идеи мира возникает космология, на основе идеи Бога – теология. Ни одна из этих дисциплин, считает Кант, не способна доказать свой научный статус. Психология не является наукой, поскольку она основана на неверных логических заключениях (паралогизмах). Кроме того, Кант считал, что в психологии не применимы математические методы, что также свидетельствует о её ненаучности. Соответственно, бессмертие души и её идеальная природа как отдельной субстанции не могут быть научно доказаны. Вера в бессмертие души является предметом не знания, а личной убеждённости. Теология также не является наукой. Кант подвергает критике все имеющиеся доказательства бытия Бога (онтологическое и физико-космологические), вскрывая их логическую ошибочность и несостоятельность. Бытие и свойства Бога также не могут быть доказаны с научной строгостью, а являются лишь предметом веры.
Космологии Кант также отказывает в статусе науки. Как только разум пытается размышлять о мироздании, он попадает в сети антиномий, то есть таких противоречий, обе части которых (тезис и антитезис) могут быть доказаны с одинаковой убедительностью. Кант выделяет 4 космологические антиномии: ТезисАнтитезис
1, 2 – Математические антиномии
1Мир имеет начало во времени и пространстве.Мир не имеет начала во времени и пространстве.
2Есть только простое, всё состоит из простого.Нет ничего простого, всё сложно.
3, 4 – Динамические антиномии
3Есть не только причинная необходимость, но ещё и свобода.Свободы нет, есть только причинная необходимость.
4Есть безусловно необходимая сущность (Бог есть).Никакой безусловно необходимой сущности нет (Бога нет).
Кант в «Критике чистого разума» приводит возможные доказательства тезисов и антитезисов. Однако необходимо найти выход из лабиринта, куда завели разум антиномии. В первых двух антиномиях (математических), по утверждению Канта ложны и тезис и антитезис. Так, одновременно неверны утверждения о том, что мир конечен в пространстве и времени или бесконечен, поскольку пространство и время существуют исключительно в сознании человека, а не во внешней реальности. В 3-ей и 4-ой (динамических) антиномиях тезис и антитезис одинаково истинны, но в разных отношениях. Тезисы верны в мире трансцендентного (ноуменов, вещей в себе), а антитезисы в мире имманентного (феноменов, вещей для нас). Можно говорить о наличии свободы и безусловно необходимой сущности в мире ноуменов, но в мире явлений (феноменов) имеется лишь причинная необходимость и не встречается никакой безусловно необходимой сущности, не имеющей причины своего существования в чём-то другом, внешнем. Поскольку человек, согласно Канту, относится одновременно к миру трансцендентного и имманентного, он всегда в одном отношении свободен, в другом же – свободным не является.
В «Критике чистого разума» Кант показал ограниченность разума, не способного с научной достоверностью решить главные метафизические вопросы, относящиеся к сфере космологии, теологии и психологии. Кант приходит к неутешительному выводу, что метафизика не подтвердила свой научный статус и её выводы не могут считаться общезначимыми и полностью достоверными. Признание бессмертия души, наличия или отсутствия свободы и бытия Бога – дело личной веры, а не научного рассуждения.
Этика Канта. Большой интерес представляют этические воззрения Канта, которые излагаются им в «Критике практического разума». Если чистый разум направлен исключительно на познание, то практический разум определяет поведение человека. Источник нравственности, согласно Канту, в нашем сознании, он априорно присущ каждому. Кант писал: «Лишь две вещи приводят меня в восхищение: звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня». Нравственность должна зависеть только от этого априорного закона. Она должна быть автономна, независима от всего внешнего (велений церкви и правителей, соображений выгоды и т. д.). Постулатами практического разума, определяющими нравственное поведение человека, являются вера в наличие свободы, в бессмертие души и в бытие Бога.[3] Однако, повторим, это предмет веры, а не знания. Все поступки делятся Кантом на 1. Нелегальные, 2. Легальные, 3. Моральные. Нелегальные поступки противоречат нравственности и должны быть запрещены. Легальные и моральные поступки могут внешне совпадать, разница между ними в мотивах совершения поступка. Легальные поступки обусловлены соображениями выгоды, практической пользы. Моральными можно считать только те поступки, когда человек действует исключительно из чувства нравственного долга, не имея в виду личной выгоды. Попытайтесь в ответе привести примеры, когда нравственные и легальные поступки по своим внешним проявлениям совпадают. Легальным поступкам соответствуют гипотетические императивы. Моральные поступки подчиняются категорическому императиву. Кант приводит две формулировки категорического императива: 1. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства». На самом деле по своему смыслу это модификация известного с древности этического правила: не делай другим того, чего не желаешь себе. 2. «Поступай так, чтобы человек всегда был целью, и никогда не был бы средством». Благо человека всегда должно быть целью наших действий, безнравственно использовать человека как средство к достижению цели. Кант считал, что лучшим средством проверки нравственности поступка является его универсализация. Например, чтобы проверить, является ли нравственным воровство, необходимо представить два возможных мира. В одном из них абсолютно все люди не брезгают воровством; в другом же из этих миров никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не прибегает к воровству. Скорее всего, вы хотели бы жить в мире, в котором не было бы воровства. Поэтому следует признать нравственным именно воздержание от воровства.
НКФ. Гегель
Смотри предыдущий вопрос
Самым значительным немецким философом начала 19 в. являлся Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770 – 1831). Гегель получил философское образование в Тюбингенском университете. В молодости Гегель придерживался демократических воззрений: одобрял французскую революцию, писал сочинения, подвергавшие сомнению догмы христианства. Однако постепенно убеждения Гегеля эволюционировали вправо. В конце жизни он признавался официальным философом прусского государства, исповедовавшим консервативные убеждения. Почти всю взрослую жизнь Гегель преподавал философию и смежные дисциплины в различных университетах Германии. Наконец, в 1818 году он приезжает в Берлин, где становится ведущим преподавателем в университете. Чтобы послушать лекции Гегеля, ставшего к тому времени европейской знаменитостью в Берлин приезжали образованные люди из других стран, в том числе и из России. Главными произведениями Гегеля были «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук» (3 тома), «Философия права». После смерти Гегеля были восстановлены (по записям самого философа и конспектам слушателей) и опубликованы тексты лекций Гегеля прочитанных в Берлинском университете по истории философии, философии истории, эстетике.
Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума. Поэтому Гегель является одним из самых последовательных рационалистов в онтологии (в основе мироздания находится разум), гносеологии (разум является главным средством познания, источником и критерием истины), этике (разум должен определять поведение человека) и других философских дисциплинах. Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею активности субъекта, творящего реальность в процессе познания. Однако он применяет эту мысль в рамках объективного (а не субъективного) идеализма, утверждая бытие развивающегося верховного рационального субъекта, в процессе своего совершенствования создающего всё более совершенную реальность.
Итак, идея является первичной по отношению к материи, веществу. Материя же рассматривается в философии Гегеля в качестве инобытия Идеи, одной из стадий её развития, результатом деятельности идеального первоначала. Материя это отчуждённое, превращённое бытие абсолютной идеи. Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу, имеющему рациональный характер. Всё существующее в действительности имеет разумное основание. С другой стороны, всё разумное обладает высшей степенью существования, действительности. Чем в большей степени что-либо является разумным, тем в большей степени оно может считаться утверждённым в реальности, обусловленным онтологически рационализированной основой мира. Поэтому Гегель заявляет: «Всё действительное разумно, а всё разумное действительно». Именно в этом выражении ярче всего проявляются панлогистские воззрения Гегеля. Панлогизм в целом обосновывает консервативные тенденции в философии Гегеля, поскольку ведёт к оправданию существования всего имеющегося в действительности (прежде всего в социуме) как изначально разумного.
Философская система Гегеля состоит из 3 частей, отражающих этапы развития лежащего в основе мира идеального первоначала.[1] Первая часть – «Наука логики» - изучает идею в её первичном бытии, в мире идеального, логического. На втором этапе идея, отчуждаясь от своего первоначального состояния, порождает своё инобытие – материю, вещество, природу; поэтому вторая часть философской системы Гегеля называется «Философия природы». Природу (материальную действительность) Гегель не воспринимает как самостоятельную реальность. Все стадии развития природы определяются воздействием идеального начала, придающего объектам природы и ей в целом динамизм. Из-за вольного обращения с фактами и множества ошибок «Философия природы» Гегеля не получила признания со стороны учёных-естествоиспытателей. Наконец, на третьем этапе своего развития идея возвращается в идеальное состояние, однако уже в форме человеческого сознания и продуктов различных видов её деятельности. Это третья часть философской системы Гегеля – «Философия духа». «Философия духа» делится Гегелем в свою очередь на три части: 1. Субъективный дух. 2. Объективный дух. 3. Абсолютный дух. Субъективный дух представляет собой собственно мир человеческой психики и сознания. Сферой объективного духа Гегель считает мир общества, нравственности и государства. Абсолютный дух состоит из искусства, религии и философии. В искусстве дух созерцает себя, в религии дух представляет себя, а в философии познаёт себя. Именно философия выступает, согласно Гегелю, высшей формой деятельности духа, познающего в процессе философствования самого себя. Знаменитым стало высказывание Гегеля о сове Минервы, «начинающей свой полёт с наступлением сумерек». Этим аллегорическим образом Гегель хотел иллюстрировать свою мысль, что философия (сова Минервы) начинает осмысление породившей её исторической эпохи лишь в момент, когда эта эпоха клонится к закату, т.е. наступают сумерки этой эпохи.
Обратите внимание, что всё в философии Гегеля строится по обусловленной диалектикой триадной схеме, обозначаемой как 1. Тезис. – 2. Антитезис. – 3. Синтез. Синтез в ней является снятием противоположности тезиса и антитезиса. Так, в сфере абсолютного духа снимается противоположность между объективным и субъективным, а в «Философии духа» снимается противоположность между идеальным и материальным.
Чрезвычайно важной чертой философии Гегеля является её диалектичность. Гегель считается одним из величайших диалектиков в истории философии. Он первый в чётком виде сформулировал основные законы и категории диалектики.[2] Диалектика для Гегеля не столько философская наука, сколько философский метод, который должен применяться во всех научных дисциплинах в целях наиболее адекватного познания действительности. В отличие от идеализма Платона, в котором идеи (в противоположность материальным вещам) были неподвижны; в диалектическом идеализме Гегеля идеи, содержащиеся в Абсолютном начале подвижны, видоизменяются, переходят друг в друга, совершенствуются. На панлогизме и диалектике Гегеля основан принцип единства логического и исторического в его философии. Всё изменяющееся, исторически преходящее, в конечном итоге является выражением процессов в логической сфере, сфере идей и понятий. Развитие идей идёт от абстрактного к конкретному, что сопровождается переходом к всё большей содержательности. Вслед за этим становится более совершенной, более развитой и реальность.
Самое пустое, абстрактное понятие, с которого начинается процесс развития понятий - чистое бытие, равнозначное со своей противоположностью - ничто. Из соотношения чистого бытия и ничто (как тезиса и антитезиса) возникает в качестве синтеза наличное (качественно определённое) бытие, обладающее большей конкретностью, содержательностью, а значит, и совершенством. Однако диалектика Гегеля носит идеалистический характер. Первичным для него является развитие понятий, а процессы развития в материальном мире вторичны, они есть лишь отражение диалектики понятий. Диалектический метод противопоставляется Гегелем метафизическому методу, характерному для прежней философии, как идеалистической, так и материалистической. Гегель подвергает метафизический метод резкой критике за ограниченность, несовершенство методологии и неспособность постичь все явления в состоянии развития.[3]
Постепенно выявилось противоречие между метафизической системой философии Гегеля и применяемым им диалектическим методом. С одной стороны Гегель пытался построить систему, которая была бы завершена и гарантировала бы обнаружение полной и неизменной (абсолютной) истины – в этом можно усмотреть метафизическую тенденцию в философии Гегеля. Однако, с другой стороны, практикуемый Гегелем диалектический метод, воспринимающий истину как вечный процесс, лишённый законченности, коренным образом противоречил метафизическим тенденциям объективно-идеалистической системы Гегеля. Также в самой философской системе Гегеля содержалось противоречие между консервативными установками, вытекающими из объективно-идеалистического рационалистически-панлогистского фундамента системы философии Гегеля, и опять же диалектическим методом, ведущим в конечном итоге к выводам о неизбежности скачкообразного качественного изменения всего в мире. Эта противоречивость привела к расколу сторонников Гегеля на две противоборствующие группировки: старогегельянство, отличающееся консерватизмом, и младогегельянство, сделавшее акцент на диалектику Гегеля и оправдывающее с её помощью радикальные революционные изменения. Философия Гегеля была очень распространена среди его современников и некоторое время после смерти Гегеля.[4]
В дальнейшем учение Гегеля стало одной из основ формирования направлений постклассической философии (английского абсолютного идеализма, марксизма и пр.) С другой стороны, именно критика философии Гегеля стала моментом пересмотра и ревизии классической европейской философской парадигмы в середине-конце 19 в.
18. Марксистская философия и ее значение. Теоретические основания и исторические предпосылки марксизма. Основные положения классического марксизма (материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории, учение о сознании и идеологии, учение о человеке и отчуждении). Марксизм в России.
Философия марксизма была создана Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом(1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено рядом обстоятельств:
· Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.
· Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.
· Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия - гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.
Марксова теория формировалась постепенно. Начало ее связано с разработкой трудовой теории стоимости, теории прибавочной стоимости, анализом капитализма, экономических кризисов. Для Маркса трудовая теория стоимости была фактически ключом к пониманию капитализма. Он считал, что труд может создавать стоимость, однако наемный рабочий не может получить всю созданную стоимость, так как капиталист изымает прибавочную стоимость, вкладывая ее затем в капитал.