Проблема бытия в истории философии. Виды бытия. Материальное и идеальное.

Часть

Проблема бытия в истории философии. Виды бытия. Материальное и идеальное.

Первые философы выдвинули “единое”. Единое – можно только мыслить. Единое скрывается за видимым. “То, что видят наши глаза и то, что есть на самом деле – это не одно и тоже”. Парменид прославился, что вместо “единое” предложил понятие бытие. Бытие – быть, есть, т.е. все то, что есть, все то, что существует. Бытие всегда есть, носит вечный характер, так как отрицает движение. То, что я могу помыслить, то есть. Тема бытия оформилась в онтологию – раздел философии, которая изучает бытие, в нем принято отличать понятие бытие и сущего, бытие не равно сущему. Сущее – множество существующих вещей, их совокупность. Бытие – акцинтация общего для всех вещей признака, он остается, когда мы отвлекаемся на множество вещей. Что за признак? – все вещи и мир в общем – все они существуют.

Эволюция: 1) антич. – умопостигаемая реальность – бытие; 2) средн. – отождествление с богом, бог и есть – бытие; 3) возрож. – формируется представление о бытии, как о природе, природа, следовательно отождествляется с природным миром, бытие стало отождествляться с сущим. Гносеологический поворот в центре философии оказались не проблемы бытия, а проблемы познания. В 20 веке выяснилось что вопрос познания бытия не решается без уточнения онтологической тематики. Мартин Хайдегер – основатель экзестенциолизма – сделал попытку вернуться обратно от гносеологии к онтологии. Совершил новый онтологический поворот в философиию философия должна вернуться от рассмотрения сущего к самому бытию, для этого нужно поставить в онтологии главную проблему – бытия человека.

2 главные проблемы в философии: Микрокосмос – человек, макрокосмос – мир. Классическая онтология – бытие, новая онтология – человека включили в бытие. Бытие – как процесс, как жизнь, не безразличность к вещам. Будущее которого я хочу, отправляюсь в прошлое за поиском средств достижения будущего в настоящем времени. Просвет бытия – новый взгляд на мир. Бытие – философская категория, обозначающая единство субъектов и объектов реальности в их многообразии и взаимосвязи.

Виды бытия: 1) материальное – явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существует не зависимо, представляет собой объективную реальность. Объективная реальность – это материя; 2)идеальное – многообразие духовной жизни человека и общества существующих в сфере их сознания (чувство, мысли, идеи) все составляет субъективную реальность.

Движение и развитие. Диалектическая и метафизическая концепция развития. Детерминизм и индетерминизм. Понятие закона.

Движение – не только механическое передвижение тел, но и изменение состояния предмета и вещей. Оно присуще бытию. Атрибута – неотъемлемое свойство. Движение – абсолютно, а покой – относителен. 2 типа движения: 1) при сохранении качества предмета, т.е. при изменении сохранившееся признаки качества предмета не изменяются; 2) преобразование качества предмета, переход в другое качественное состояние.

Развитие – частный случай движения, необратимое направленное закономерное изменение объектов. Прогресс – развитие по восходящей линии, а регресс – по нисходящей линии. 2 концепции (движения) развития: 1) диалектическая – все, что мы можем сказать об объекте лишь то, что присуще движению; 2) метафизическая – объект значит нечто, вне присущих ему движения. 5 форм движения – механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Движение – любое изменение. Современная классификация форм движения: пространственное, движение заряженными частицами, гравитационное, ядерное взаимодействие, химическое, геологическое, биологическое, социальное. Взаимосвязь основных форм движения: 1) диалектический подход – низшие входящие в высшие, но высшая не сумма низших, а новое качество; 2) метафизический подход – высшие к низшим, при изучении высших не учитывается действие низших.

Детерминизм – учение о первоначале причин или казуальной обусловленности. Индетерминизм - учение о том, что причин быть не должно. Закон – необходимое, устойчивое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями. Закономерность – единство внутреннего закона с его внешним осуществлением.

Наука, ее место и роль в духовном освоении действительности. Научное познание, его уровни и формы. Эмпирический и теоретический уровни. Методы научного познания. Гипотеза и теория как формы научного познания.

Наука, ее место и роль в духовном освоении действительности

Научное познание — это познание, направленное на производство истинных знаний о действительности. Эпистемология — это учение о научном познании.

Эмпирический уровень – основой является чувственное познание, ощущение. Относятся: наблюдение – целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент – изучение явлений в контролируемых управляемых условиях; измерение – отношение измеряемой величины к эталону; сравнение – выявление сходств и различий.

Теоретический уровень – рациональное познание (понятия суждения умозаключения) логические процедуры выбора. Относятся: Анализ – разделить на части, признаки, свойства; синтез – соединение сторон предмета выявленных анализом; классификация – объединения “n” объектов на основе общих признаков; абстрагирование – отвлечение в процессе познания от “n” свойств объекта с целью исследования одной стороны (цвет, кривизна, красота); дедукция – движение от общего к частному; индукция – от частного к общему.

3 ступени движения знания:

1. Проблема - задача, сложный противоречивый вопрос который требует разрешения

2. Выработка гипотезы – научное предположение, которое требует проверки.

3. Теория – исследование – система знаний описывающая и объясняющая определенные явления, должна быть проверяемой, отличатся ясностью, отчетливостью.

Философские методы: метафизический — рассмотрение объекта в покое, вне связи с другими объектами; диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой. Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.

Часть

Проблема бытия в истории философии. Виды бытия. Материальное и идеальное.

Первые философы выдвинули “единое”. Единое – можно только мыслить. Единое скрывается за видимым. “То, что видят наши глаза и то, что есть на самом деле – это не одно и тоже”. Парменид прославился, что вместо “единое” предложил понятие бытие. Бытие – быть, есть, т.е. все то, что есть, все то, что существует. Бытие всегда есть, носит вечный характер, так как отрицает движение. То, что я могу помыслить, то есть. Тема бытия оформилась в онтологию – раздел философии, которая изучает бытие, в нем принято отличать понятие бытие и сущего, бытие не равно сущему. Сущее – множество существующих вещей, их совокупность. Бытие – акцинтация общего для всех вещей признака, он остается, когда мы отвлекаемся на множество вещей. Что за признак? – все вещи и мир в общем – все они существуют.

Эволюция: 1) антич. – умопостигаемая реальность – бытие; 2) средн. – отождествление с богом, бог и есть – бытие; 3) возрож. – формируется представление о бытии, как о природе, природа, следовательно отождествляется с природным миром, бытие стало отождествляться с сущим. Гносеологический поворот в центре философии оказались не проблемы бытия, а проблемы познания. В 20 веке выяснилось что вопрос познания бытия не решается без уточнения онтологической тематики. Мартин Хайдегер – основатель экзестенциолизма – сделал попытку вернуться обратно от гносеологии к онтологии. Совершил новый онтологический поворот в философиию философия должна вернуться от рассмотрения сущего к самому бытию, для этого нужно поставить в онтологии главную проблему – бытия человека.

2 главные проблемы в философии: Микрокосмос – человек, макрокосмос – мир. Классическая онтология – бытие, новая онтология – человека включили в бытие. Бытие – как процесс, как жизнь, не безразличность к вещам. Будущее которого я хочу, отправляюсь в прошлое за поиском средств достижения будущего в настоящем времени. Просвет бытия – новый взгляд на мир. Бытие – философская категория, обозначающая единство субъектов и объектов реальности в их многообразии и взаимосвязи.

Виды бытия: 1) материальное – явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существует не зависимо, представляет собой объективную реальность. Объективная реальность – это материя; 2)идеальное – многообразие духовной жизни человека и общества существующих в сфере их сознания (чувство, мысли, идеи) все составляет субъективную реальность.

Наши рекомендации