Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Софисты и Сократ.

Софисты – философская школа в древней Греции в V – первой половине IV вв. до н.э. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Выработал метод «майевтики», суть которого в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

Классический период античной философии (Платон, Аристотель)

Платон(427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Главными положениями его учения являются: «мир вещей» в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением эйдоса данной вещи; при смерти человека умирает только тело, душа же, новую телесную оболочку.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому: все население государства делится на три сословия – философы – управляющие, воины, работники; философы не должны иметь частной собственности; жители государства все делают вместе; не существует брака, все жены и дети общие;

Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Выступил с критикой философии Платона. По его мнению, не существует «чистых идей», а только единичные и конкретно определенные вещи; материя – это потенция, ограниченная формой; изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Аристотель считал, что человек: является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными. Последнее качество приводит к возникновению общества.

Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Эллинско-римская философия.

Основная идея философской школыстоиков — освобождение от влияния внешнего мира. Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию, автаркии.

Сенека — римский философ I в. н.э., проповедовал: призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на собственном духовном состоянии; приветствовал покой и созерцание; верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом; считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: признание высшим мировым началом Бога; объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

УчениеЭпикура выдвигает следующие положения: все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание; боги, возможно, существуют, но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; судьба человека зависит от него самого; душа человека смертна, как и тело; человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; счастье человека состоит в удовольствии; под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

Наши рекомендации