Тема 4. Социальная философия.

Тематический план

1. Общество и природная среда: диалектика взаимодействия, исторические типы и формы взаимодействия. Географическая среда и народонаселение как условие социального бытия.

2. Материально-производственная сфера и её роль в жизни общества. Техника и технология в их социальном измерении.

3. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества.

4. Формирование человека, индивидуальности, личности в процессе социализации. Личность как историческая категория и субъект общественных отношений.

5. Личность и социум: проблема единства и противостояния. Проблема свободы личности.

6. Общество и его структура. Государство и социальные институты. Система социальных связей.

7. Предмет философии истории. Смена парадигм: классика и современность в развитии понимания истории.

8. Проблема единствам многообразия исторического процесса.

9. Особенности современного подхода к историческому процессу.

10. Духовный потенциал личности и основы его развития. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, право, справедливость.

11. Ценности, иерархия ценностей, виды ценностей

12.Проблема человеческих смыслов.

Ключевые термины по теме.

Космогенез, жизнедеятельность, деятельность, производственная деятельность, потребность, способность, сущность человека, родовые сущностные силы, биологическое и социальное в человеке, отчуждение, естественная природа, искусственная природа, материальное производство, технология, материально-производственная сфера, технико-технологическая сфера, экология, устойчивое развитие, географическая среда, народонаселение,

личность, индивид, индивидуальность, социум, свобода и необходимость, ответственность, гуманизм, социализация, идентификация, индивидуализация, персонализация, фатализм, волюнтаризм, конформизм, нонконформизм, государство, социальный институт, структурность, социальные связи, антропосоциогенез, космогенез, эволюция, цивилизация, формация, монизм, плюрализм, культурно-исторический тип, периодизация исторического процесса, европоцентризм, концепция осевого времени, благо, польза, ценность, полезность, оценка, будущее, судьба, смысл жизни, свобода, ответственность, духовность, духовный потенциал личности.

Некоторые пояснения

Сущность взаимодействия человека и природы заключается в практической деятельности людей. Деятельность позволила человеку выделить себя из всей остальной природы, так как она направлена на преобразование этой природы соответственно человеческим потребностям.

Благодаря развитию своих деятельных сил, человек осознает своё господство над природой. И хотя власть его над природой является безусловным благом для человека, она влечет за собой негативные процессы в природе. Особенно это проявилось в современную эпоху, когда достижения научно-технического прогресса позволили многократно увеличить производственные мощности общества, интенсифицировать с помощью производства обмен веществ человека и природы. Это привело к тому, что постепенно истощаются природные ресурсы, снижаются компенсаторные возможности биосферы. Человек, будучи частью природы, на своем организме ощущает результаты собственного разрушительного воздействия на неё.

Деятельность человеческого общества в материальной сфере организована как материальное производство, которое базируется на определенных технологиях, видах техники. Эти феномены изучаются социальной философией, разными философскими направлениями. Материальное производство и техника рассматривается ими не только как сферы созданного человеком, но и как сферы диктующие обществу правила жизни, как искусственная природа, которая так же становится внешней и отчужденной от общества, как и природа естественная.

Впроцессе становления человека, индивидуальности, личности определяющую роль играет общество. Оно формирует личность в процессе общественной деятельности. Это другая сторона деятельности — обработка людей людьми. Ряд исследователей видят развитие человека как сущность и цель общественного прогресса. Речь идет о гуманизации общественной жизни - ориентации общественной деятельности на человека и его развитие как самоцель. Социализация - это более широкое понятие - это деятельность по передаче и усвоению социального опыта человечества индивидом как представителем общества. Высшая цель социализации - формирование в человеке личности. Сформировавшаяся личность противоположна обществу своей персонализацией. Но, одновременно, она находится в единстве с обществом посредством деятельности. Совокупная деятельность детерминирует события. То есть, исторические события есть результат совокупной воли людей, их сознательных действий. Это и есть историческое творчество масс. Свобода личности основывается на способности человека принимать решения, совершать поступки и действия в соответствии со своими интересами, целями, оценками, идеалами, мотивами. Но, в то же время, она ограничена деятельностью общества и другими, независящими от личности факторами. То есть, проблема отношения личности и общества рассматривается через призму свободы и ответственности личности. Государство, социальные институты, социальные классы реализуют и регулируют эти отношения посредствам структурирования и организации общественной деятельности.

Философия истории - раздел философского знания, посвященный осмыслению исторического процесса. Предметное поле философии истории включает три относительно самостоятельных раздела: теорию исторического процесса (онтологический аспект), теорию исторического познания (гносеологический аспект), анализ форм и методов исторического исследования.

Основное назначение философии истории в том, чтобы способствовать осознанию современной эпохи. Наибольший интерес для изучения данный темы представляют интерес линейные концепции исторического процесса (Маркс, Гегель, Гердер, Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер), концепция "осевого времени" К.Ясперса, циклические концепции О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, А. Тойнби. Заслуживает внимания критика идеи целостности и единства истории К. Поппером.

Современный цивилизационный подход претендует на разрешение дилеммы единства- многообразия исторического процесса.

Аксиология - это способ ценностного освоения мира человеком. Задача этого раздела философского знания показать сопряженность индивидуального человеческого существования с судьбой человечества. Многообразие трактовой в решении проблемы соотношения личности и общества порождают богатую палитру ответов на вопрос о смысле и судьбе отдельного человека. Можно выделить четыре основных подхода к пониманию личности: экзисенциальный, социологизаторский, натуралистический и религиозно-философский.

В решении вопроса о будущем человечества сталкивается технократизм и гуманизм, оптимизм и пессимизм. Стоит напомнить мысль русского философа С.Л. Франка, что смысла нет ни в жизни, ни в истории только до тех пор, пока мы его не ищем, а найденный смысл является путеводной нитью человеческого существования.

В новом веке, в новом тысячелетии существуют настоятельная потребность в аксиологии, интегрирующий практический и познавательный опыт человечества. Уникальная предметность аксиологии обусловлена её основными проблемами: представлением о желанном будущем, вопросами, откуда мы и куда мы идем, ради чего жили, живут и будут жить следующие поколения людей. Аксиология характеризуется особым способом проникновения в будущее и безусловной практической значимостью.

Дополнительная литература по теме

1. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку (философское эссе). М: «Лабиринт», 1994.

2. Курашов В.И. Философия: познание мира и феномены технологии. Казань: КГТУ, 2001.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. 1988.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л. 1989.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1991.

6. Печчеи А. Человеческие качества. М.1990

7. Белл Д. Постиндустриальное общество. М.1990

8. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М. 1993

9. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / Вебер М. Избранное. Образ
общества. М. 1994

10. Макс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения т. 13

11. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск. 1998.

12. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн.1-2. М., 1991-1995.

13. Зеленов Л.А. Становление личности. Н.Новгород., 1989.

14. Краева О.Л. Диалектика потенциала человека. Монография. М., Н.Новгород. 1999.

15. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.

16. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л. 1990.

17. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

18. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека / Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

19. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.

20. Семенов Ю.И. Сжатое введение в философию истории. М., 1996.

21. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

22. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1998.

23. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

24. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

26. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии, 1992. № 8.

27. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

28. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

29. Гирин Л. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории
человечества (опыт философско-социального анализа всемирно-исторического
процесса). В 3-х ч.ч. Волгоград. 1996.

30. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989.№ 2.

31. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

32. Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991.

33. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

34. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

35. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

37. Швейцер А. Благоговение перед жизнью М., 1992.

38. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.-Харьков: АСТ-ФОЛИО. 2000.

39. Событие и смысл, (синергетический опыт языка) ред. Л.П. Кнященко, П.Д.Тищенко. М.,1999.

40. Курашов В.И. Философия: человек и смысл его жизни. Казань: КГТУ, 2001.

41. Бурдье Пьер. Практический смысл – Пер. с фр. СПб.-М.: Алетейя, Ин-т экспериментальной социологии, 2001.

42. Берлин Исейя. Философия свободы. Европа – М.: Новое лит. Обозрение, 2001.

43. Мартынов В.Ф. Философия красоты – Минск: Тетра Системс, 1999.

Семинары

Учебно-вспомогательная литература

1. Табачкова Е.В. Философы. Крат. Биогр. Словарь. М.: Рипол классик, 2002.

2. Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. М.: АСТ, 1999.

3. Аблеев С.И. История мировой философии. М.: АСТ, 2002.

4. Алексеев П.В. История философии: Учебн. /МГУ им. М.В. Ломоносова, Филос. Фак. М.: Проспект, 2005.

5. Артемова В.Г. и др. Философская мысль: от истоков до наших дней. Вып.1.: Древний мир и средневековье. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1999.

6. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебн для Вузов. Кн.1. Философия древности и средневековья. Изд. 3-е под ред. Н.В. Моторшиловой, М.: Греко-Латинский кабинет, 2000. Кн.2 Философия XV-XIX вв. Н.В Моторшилова и др. М.: Греко-Латинский кабинет, 1996. Кн.3. Философия XIX-XX вв., изд. 3-е, под ред. Н.В. Моторшиловой, М.: Греко-Латинский кабинет,2000.

7. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: Учеб. Пособ. М.: Логос, 2003.

8. Хрестоматия по истории философии. Учеб. Пособ. В 3-х частях. Отв. Ред. Микешина Л.А.. – М.: Владос: 1997.

9. Антология мировой философии в 4-х тт. М., 1969-1972.

10. Антология мировой философии. Античность. Минск-М.: Харвест – АСТ, 2001.

11. Антология мировой философии. Древний восток. Минск-М.: Харвест – АСТ, 2001.

12. Антология мировой философии. Возрождение. Минск-М.: Харвест – АСТ, 2001.

13. Рассел Бертран. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. В 3-х Кн. М.: 2004.

14. Стронгина Р.П. Философия в лицах: от истоков до наших дней (философские таблицы). Учебн. Пособ. Н.Новгород: изд-во ННГУ, 1999.

15. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1-3. СПб,1993.

16. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М. 1991.

Наши рекомендации