Тема 3. Философская гносеология и эпистемология
Тематический план
1. Сознание и подсознание, мышление и язык; их роль в познавательном процессе. Социально-историческая природа познания.
2. познание как активное отражение действительности. Диалектика познавательного процесса: чувственное и рациональное, интуитивное и дискурсивное. Знание и вера, знание и практика. Творчество.
3.Субъект-объектная парадигма познавательного процесса. Объяснение и понимание.
Ключевые термины по теме
Сознание, самосознание, бессознательное, отражение, формы отражения в живой природе, идеальное, вульгарный материализм, гилозоизм, уровни самосознания, общественное и индивидуальное сознание, творчество, деятельность, подсознание, язык, мышление, чувственное, рациональное, интуитивное, дискурсивное, знание, вера, практика, объяснение, понимание.
Некоторые пояснения
Проблема субъекта и объекта познания, по сути, заключается в том, как познается мир, кто его познает, и что узнает этот «некто». Иногда «некто» - субъект познания -рассматривается очень широко. Например, гегелевская абсолютная идея, познающая сама себя. Здесь субъект и объект познания находятся в единстве.
В большинстве философских концепций по этим «некто» понимается человек или человечество, а более конкретно, человек и его сознание. Поэтому главной отправной точкой для любого решения проблемы субъекта и объекта познания является ответ на вопрос о сущности и происхождении сознания.
Сознание относится к числу наиболее важных категорий философии. Над проблемой происхождения и сущности сознания размышляли многие поколения философов. Идеалисты постулируют существование духовной субстанции. Материалисты рассматривают сознание как свойство высокоорганизованной материи. С их тоски зрения оно отдельно от материи существовать не может.
Следующая проблема - это проблема соответствия наших знаний об объекте с самим объектом. Она может быть решена положительно, тогда можно говорить о научном познании, практике, знании, творчестве, объективной деятельности и т.п. Если вопрос решается отрицательно, тогда все выше перечисленное лишается смысла и мы говорим о вере, о мышлении самом о себе и для себя.
Гносеология - это один из важнейших разделов философии, который рассматривает проблемы человеческого познания, ставит вопросы и дает ответы о возможностях и границах человеческого знания, о путях и средствах достижения истинного знания.
Существенный вклад в развитие современной гносеологии внесли такие философские направления как неопозитивизм, логико-рационалистические направления, диалектический материализм, неокантианство, представители герменевтического направления.
Философская теория познания рассматривает как формы научного познания, так и вненаучного познания, ставит проблему о соотношении рационального и творческого компонентов познавательного процесса. Философия ХХ века сделала акцент на социальной природе познания, на роли личного познания (М. Полани), в фокус исследовательского интереса попало обыденное познание.
Важнейшей проблемой современной гносеологии является её отношение к науке, философия постоянно испытывает на себе влияние стандартов и эталонов научного знания.
Дополнительная литература по теме
1. Шелер М. Формы знания и образования // Избр. Произв. М., 1994.
2. Холтон Дж. Тематический анализ науки М., 1990.
3. Знания за пределами науки М., 1990.
4. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.
5. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990.
6. Гадамер X. Истина и метод. М., 1988.
7. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-техническом
мышлении. М.:РОССПЭН, 1997
8. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма) М.: ЧеРо,1999
9. Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. Отв. ред. Е.А. Мамчур, Ю.В.Сачков М.: Наука, 2002.
10. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. (Вероятность, случайность, независимость, иерархия) М.: Научный мир, 1999.
11. Мудрагей Н.С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. М.: Наука, 2002.
12. Теория познания в 4-х т.т. под ред В.А. Лекторского, Т.И.Ойзермана. М.: Мысль, 1991.
13. Синергетическая парадигма: Когнитивно-коммуникативное строение современного научного познания. Отвред. Л.П. Кнященко. М.: Прогресс- Традиция, 2004.
14.Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Пер. с англ. М.: ТЕРРА - Кн.клуб: Республика, 2000.