В тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал
Личностные опросники
это целая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, отвечая на которые, испытуемый сообщает некоторую информацию о себе.
Какие формы вопросов используются в опросниках?
Личностные опросники предназначены для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности.
В настоящее время существует огромное количество личностных опросников самых разных типов.
· Типологические опросники
Типологические опросники выявляют определенный тип личности - целостное образование, обуславливающее модель поведения.
В основе разработки типологических опросников лежит типологический подход.
При использовании этого вида опросников психологическое заключение выносится на основе сопоставления результатов полученных при исследовании конкретного человека с принятым (усредненным) типом личности.
В создании типологических опросников опираются на конкретную теорию личности или эмпирический подход, не используя при этом каких-либо классификаций.
· Опросники черт
Группа опросников предназначенная для выявления черт личности - набора базисных личностных качеств.
Различные теории личности приводят различное количество характеристик описывающих личность. Для обозначения таких характерных особенностей часто используют понятие «черта».
Черта - это последовательность поведения, привычка или тенденция к повторению поведенческих проявлений.
· Опросники установок
Опросники выявляют установку или мнение - выраженную направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенную ситуацию, событие или группу стимулов.
· Опросники ценностей
Группа тестов направенных на выявление ценностей - таких качеств или свойств предметов, которые являются для личности ценными, полезными и желательными.
Опросники выявляют внутреннюю основу отношений личности к разного рода ценностям материального, морального, политического и духовного ряда.
· Опросники мотивации
Опросники предназначенные для выявления мотивации - понятие, объясняющее движущие силы поведения и деятельности человека.
Типологические опросники
MMPI |
СМИЛ |
Mini-Mult (СМОЛ) |
Тест ММИЛ |
MMPI-A |
MMPI-2 |
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) |
Диагностический тест личностных расстройств (ДТЛР) |
Тест личностных акцентуаций (ЛА) |
Я- структурный тест (Аммона) |
Индивидуально-типологический опросник (ИТО) |
Большая пятерка (5PFQ) |
Опросник Олдхэма-Моррис |
Опросник Кейрси |
Опросники установок
Опрoсник диагностики агрессии (Басса-Дарки) |
Дифференциальный тест рефлексии (Леонтьева) |
Опросники ценностей
Самоактуализационный тест (САТ) |
Методика изучения ценностных ориентации (RVS) |
Тест смысложизненных ориентации (СЖО) |
Опросник ценностей (Шварца) |
Опросники мотивации
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) |
Опросник диспозиционного оптимизма (LOT) |
Мотивационный профиль (Ричи-Мартина) |
Методика Смекала-Кучера |
Тест Херцберга |
Проективные методики
это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.
Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод описан в 1879 году.
Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля.
В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности.
В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд.
Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты.
В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.
· Методики структурирования
В тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал
Методики структурирования
Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта) |
Тест Роршаха |
Тест Цуллигера |
оответствии с его пониманием.
· Методики интерпретации
в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации.
Методики интерпретации
Рисованный апперцептивный тест (РАТ) |
Тест Руки (Hand Test) |
Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study) |
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) |
Тест Сонди (Szondi Test) |
· Методики экспрессии
в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание или мнение.
Методики экспрессии
Психографический тест (Либина) |
Методика «Рисунок семьи» |
Тест Фрилинга |
Цветовой тест отношений (ЦТО) |
Методика «Дом—Дерево—Человек» |
Методика цветовых метафор |
Тест Люшера |
· Методики дополнения
в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю или дописать предложения.
Методики дополнения
Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.) |
Тест неоконченные предложения Сакса |
Тесты способностей
группа психодиагностических тестов направленных на исследование интеллекта и креативности. Иногда их объединяют термином «тесты общих способностей», отдельно выделяют тесты специальных способностей.
· К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, находящие свое проявление во многих видах деятельности.
· Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (математические, музыкальные и др.).
· Тесты интеллекта (IQ)
Тесты интеллекта (IQ)
Куб Линка |
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине |
Кубики Коса |
Тест структуры интеллекта Амтхауера |
Прогрессивные матрицы Равена |
Нарисуй человека |
Доска Сегена |
Тест Векслера (WISC) |
·
· Тесты креативности (Creativity)
Профориентация
Методика оценки персонала 360 градусов |
Европейская методика профориентации школьников |
Отношение человека к другим людям носит сложный и многогранный характер.
Исследования показали, несмотря на огромное разнообразие индивидуальных стилей поведения, всегда можно выделить определенные типы поведения.
Ведущий тип отношений с другими людьми формируется и проявляется, как правило, в процессе деятельности и общения. Было доказано, преобладающее поведение всегда отражается на системе личных взаимоотношений в группе, психологическом климате группы, уровне ее сплоченности и эффективности.
Ведущую роль отношения играют в формировании и развитии семьи.
Отношения в группе
Тест социометрия (Дж. Морено) |
Калифорнийский опросник личности (CPI-462) |
Тест внутриличностных конфликтов (Лаутербаха) |
Диагностика межличностных отношений (ДМО) |
Отношения между супругами
Особенности общения между супругами |
Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) |
Отношения родителей детей
Три дерева | |
Опросник родительского отношения (ОРО) | |
Шкала семейного окружения (ШСО) |
Группа психодиагностических методик направленных на использование в клинической практике.
История развития психологии показывает, что первые психодиагностические методы появились для удовлетворения потребностей клиники, а самые известные методики были созданы для решения именно клинических задач. Примеры, среди проективных методик Тест Роршаха, а среди опросников это MMPI.
Тревожность и депрессия
Диагностика уровня тревоги | |
Опросники и шкалы для диагностики депрессии | |
Психодиагностика астении |
Психологическая адаптация
Психодиагностический инструментарий для выявления нарушений адаптации и уточнения степени адаптивных возможностей.
Психологическая адаптация
Методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерса-Даймонда) | |
Анкета "ПРОГНОЗ" |
Патопсихология
Группа психодиагностических методик и тестов, предназначенных для выявления патопсихологических нарушений психики. Все методики раздела хорошо зарекомендовали себя в клинике психических нарушений.
Патопсихология
Диагностика органических поражений мозга |
Зрительно-моторный гештальт-тест (Бендера) |
Пиктограммы (Б.Г. Херсонский) |
Тест зрительной ретенции (Бентона) |
Психосемантические методы
Методика личностного дифференциала (ЛД) |
Методика самооценки (Дембо-Рубинштейн) |
Q - сортировка |
Контрольный список прилагательных |
Висбаденский опросник (WIPPF) |
Личностные опросники
это целая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, отвечая на которые, испытуемый сообщает некоторую информацию о себе.
Какие формы вопросов используются в опросниках?
Личностные опросники предназначены для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности.
В настоящее время существует огромное количество личностных опросников самых разных типов.
· Типологические опросники
Типологические опросники выявляют определенный тип личности - целостное образование, обуславливающее модель поведения.
В основе разработки типологических опросников лежит типологический подход.
При использовании этого вида опросников психологическое заключение выносится на основе сопоставления результатов полученных при исследовании конкретного человека с принятым (усредненным) типом личности.
В создании типологических опросников опираются на конкретную теорию личности или эмпирический подход, не используя при этом каких-либо классификаций.
· Опросники черт
Группа опросников предназначенная для выявления черт личности - набора базисных личностных качеств.
Различные теории личности приводят различное количество характеристик описывающих личность. Для обозначения таких характерных особенностей часто используют понятие «черта».
Черта - это последовательность поведения, привычка или тенденция к повторению поведенческих проявлений.
· Опросники установок
Опросники выявляют установку или мнение - выраженную направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенную ситуацию, событие или группу стимулов.
· Опросники ценностей
Группа тестов направенных на выявление ценностей - таких качеств или свойств предметов, которые являются для личности ценными, полезными и желательными.
Опросники выявляют внутреннюю основу отношений личности к разного рода ценностям материального, морального, политического и духовного ряда.
· Опросники мотивации
Опросники предназначенные для выявления мотивации - понятие, объясняющее движущие силы поведения и деятельности человека.
Типологические опросники
MMPI |
СМИЛ |
Mini-Mult (СМОЛ) |
Тест ММИЛ |
MMPI-A |
MMPI-2 |
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) |
Диагностический тест личностных расстройств (ДТЛР) |
Тест личностных акцентуаций (ЛА) |
Я- структурный тест (Аммона) |
Индивидуально-типологический опросник (ИТО) |
Большая пятерка (5PFQ) |
Опросник Олдхэма-Моррис |
Опросник Кейрси |
Опросники установок
Опрoсник диагностики агрессии (Басса-Дарки) |
Дифференциальный тест рефлексии (Леонтьева) |
Опросники ценностей
Самоактуализационный тест (САТ) |
Методика изучения ценностных ориентации (RVS) |
Тест смысложизненных ориентации (СЖО) |
Опросник ценностей (Шварца) |
Опросники мотивации
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) |
Опросник диспозиционного оптимизма (LOT) |
Мотивационный профиль (Ричи-Мартина) |
Методика Смекала-Кучера |
Тест Херцберга |
Проективные методики
это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.
Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод описан в 1879 году.
Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля.
В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности.
В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд.
Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты.
В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.
· Методики структурирования
в тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал
Методики структурирования
Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта) |
Тест Роршаха |
Тест Цуллигера |
оответствии с его пониманием.
· Методики интерпретации
в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации.
Методики интерпретации
Рисованный апперцептивный тест (РАТ) |
Тест Руки (Hand Test) |
Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study) |
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) |
Тест Сонди (Szondi Test) |
· Методики экспрессии
в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание или мнение.
Методики экспрессии
Психографический тест (Либина) |
Методика «Рисунок семьи» |
Тест Фрилинга |
Цветовой тест отношений (ЦТО) |
Методика «Дом—Дерево—Человек» |
Методика цветовых метафор |
Тест Люшера |
· Методики дополнения
в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю или дописать предложения.
Методики дополнения
Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.) |
Тест неоконченные предложения Сакса |
Тесты способностей
группа психодиагностических тестов направленных на исследование интеллекта и креативности. Иногда их объединяют термином «тесты общих способностей», отдельно выделяют тесты специальных способностей.
· К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, находящие свое проявление во многих видах деятельности.
· Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (математические, музыкальные и др.).
· Тесты интеллекта (IQ)
Тесты интеллекта (IQ)
Куб Линка |
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине |
Кубики Коса |
Тест структуры интеллекта Амтхауера |
Прогрессивные матрицы Равена |
Нарисуй человека |
Доска Сегена |
Тест Векслера (WISC) |
·
· Тесты креативности (Creativity)