О массовой, поверхностной морали.
«Насколько можно обойтись без морали.Обнаженный человек являет собой, как правило, зрелище жалкое и позорное — я имею ввиду здесь нас, европейцев.... Представим себе какое-нибудь веселое застолье, и вдруг по мановению палочки коварного волшебника все общество оказывается раздетым догола, — я думаю, тут бы улетучилось не только всякое веселье, но и пропал бы всякий аппетит, — по-видимому, мы, европейцы, никак не можем обойтись без маскарада, именуемого одеждой. Не объясняется ли столь же весомыми причинами вся эта зачехленность «человека морального», закутанного в моральные формулы и правила приличия, и вся благопристойность наших поступков, умело прикрывающаяся понятиями «долг», «добродетель», «чувство общности», «порядочность», «самоотверженность»? Я вовсе не хочу этим сказать, что мы имеем дело здесь с замаскированной человеческой злобой и что за этой маской скрывается какой-нибудь дикий зверь; совсем наоборот, я думаю, что мы, скорее ручные звери,являющие собой постыдное зрелище и изо всех сил старающиеся прикрыть свой позор моралью, — мне думается, что в «душе человека» европейского никак не может накопиться достаточно скверны, чтобы ее можно было гордо «выставить напоказ» (чтобы она была настоящим украшением). Европеец прикрывается моралью, потому что он стал больным, бессильным, увечным зверем, ему есть резон быть «ручным», ибо он являет собой нечто уродливое, недоделанное, немощное, неуклюжее. Свирепость хищника не нуждается в моральных одеяниях, они нужны лишь стадному животному, чтобы скрыть свою невыразимую посредственность, свой страх и свою скуку от самого себя. Европеец рядится в мораль— признаем это честно! - как во что-то более благородное, значительное, важное - «божественное». (Ницше Ф. Веселая наука)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3. Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине XIX в. Философия XX в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как
Сциентизм – ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антисциентизм -____________________________________________
____________________________________________________________
7.4. Заполните пропуски
Экзистенциализм (лат. existentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (_______________________________), после войны – в Германии (_____________________________________________________) и в период 2-й мировой войны во Франции (_______________________ __________________________________________________________). Истоки экзистенциализма содержатся в учении. ____________________________, который ввел понятие экзистенции– ____________________________________________________________
7.5. Датский богослов и философ Сёрен Кьеркегор выступал как критик ___________ и бесстрашный исследователь чрезвычайно острых, предельных смысложизненных вопросов. За 13 лет (1842-1855) создал 28 томов сочинений, 14 из которых — дневники.
С. Кьеркегор как мыслитель специфичен своим умением подмечать парадоксы и ставить проблемы. Одним из ярчайших парадоксов, им указанных, является противоречие в рационализме: рационализм изгоняет веру во имя разума, но сам при этом верит в прогресс, в разумность человека. Другим слабым местом, подмеченным философом в теоретических построениях рационалистов, было их предпочтение общего индивидуальному. Средоточием всего значимого и ценного, по Кьеркегору, всегда был человек. Рассмотрение же понятий, эпох и т. п. объективно, то есть независимо от человека приводило к тому, что утрачивался индивид или тот, кто познает.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как выбор личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
Позицияэкзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.
7.6. Заполните пропуски
Психоаналитическая философия вызвала огромный интерес не только у философов-профессионалов, но и у широких слоев интеллигенции. Обращение к исследованию явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для австрийского психолога, невропатолога, психиатра ______________________________________________ и его учеников________________________________________________________. Основные работы З. Фрейда, содержащие философские идеи и концепции – «Массовая психология и анализ человеческого «Я"», «По ту сторону принципа удовольствия», «"Я» и «Оно"», «Психология бессознательного», «Неудовлетворенность в культуре», «Цивилизация и анализ человеческого «Я"» и др.
Фрейд выдвинул гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов. Затем последовало утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений. З. Фрейд уточнил, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, подсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Исследует З. Фрейд роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека – «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль) и сублимации_______________________________________________________________________________________________________________________ Через призму сублимации З. Фрейд рассмотрел формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества.
Как философ З. Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. В работе «________________________________» З. Фрейд приходит к выводу о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний. При рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к агрессии, разрушению, которая может быть обуздана культурой.
7.7. Прагматизм – это философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность человека как свойство человеческой природы. «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях», так рассуждали представители философии прагматизма. Представителями прагматизма были: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________
Рождение прагматизма связывается с усилиями группы сотрудников Кембриджа в 1870-х (т.н. «метафизического клуба»). Ценность мышления, согласно прагматизму, обусловливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление - средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание знания определяется его практическими последствиями. Чарлз Сандерс Пирс трансформировал дискуссии о знании в проблематику веры – готовности к действованию тем или иным образом. Акцент процесса познания мира, т.о., перемещался от классической модели «незнание – знание» к новой модели «сомнение – коллективная либо социальная вера». Философские споры разрешимы через сопоставление практических следствий той или иной теории. «Реконструкция философии» в духе прагматизма предполагала отказ от изучения основ бытия и познания в пользу отработки методов разрешения разнообразных проблемных ситуаций жизни.
В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».
Вопросы, требующие самостоятельного размышления
1. «…Для нашего счастья и наслаждения субъективная сторона несравненно важнее и существеннее объективной…Спокойный и веселый темперамент, вытекающий из счастливой организации и полного здоровья; светлый, живой, проницательный и правильно понимающий ум; умеренная, мягкая воля, а потому и добрая совесть, – все это такие преимущества, которых не заменят никакой ранг, никакое богатство». Прокомментируйте эти слова Артура Шопенгауэра.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прокомментируйте следующий афоризм Ф. Ницше:
«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений» ___________________________________________________________
____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Каков смысл выражения: «сущность предшествует существованию»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Для Жана-Поля Сартра человек «осужден» быть свободным. Как вы это можете проинтерпретировать? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прокомментируйтеизречение М.Хайдеггера «Никто не есть он сам. Нас живут другие»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глоссарий:
А
АБСОЛЮТ (от лат. аbsolutus - безусловный) - в религии и идеалистической философии - безусловное совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий.
АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания. Мир объявляется полностью или частично непознаваемым.
АКСИОЛОГИЯ – философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
АНТИСЦИЕНТИЗМ— философская концепция, обосновывающая антигуманитарную сущность науки и технического прогресса в его современных формах.
АНТРОПОЛОГИЯ - совокупность наук, предметом изучения которых выступает человек как биологическое, социальное и культурное явление.
АНТРОПОМОРФИЗМ - уподобление человеку; наделение человеческими качествами всего окружающего.
АПРИОРНЫЕ ПОНЯТИЯ – с точки зрения И.Канта, это понятия, которые идут «до» или предшествуют опыту, делая его возможным в форме, доступной человеческому пониманию. Примером априорного понятия является понятие субстанции.
АРХЕТИП (греч. «arce», «начало», и «tupoz», «тип», «образец») – «первоначальный образец». В психологии термин, примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру «коллективного бессознательного».
АТАРАКСИЯ - древнегреческое понятие, означающее внутренне спокойствие.
АТОМИЗМ - учение греческого философа Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной науке (Г. Галилей, И. Ньютон и т.д.)
Б
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. По Зигмунду Фрейду бессознательное включает в себя латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания, процессы и состояния психики.
БЫТИЕ– всё существующее как единая целостность. Эта философская категория обозначает реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
В
ВИТАЛИЗМ (лат. «vita», «жизнь») - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.
ВОЛЮНТАРИЗМ - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Г
ГЕДОНИЗМ - этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и главный побудитель поведения человека.
ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ - представление о том, что центром солнечной системы является Солнце.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМЕНИЗМ - историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события предопределены той географической средой, где они развертываются.
ГЕОЦЕНТРИЗМ - учение о центральном положении Земли в солнечной системе.
ГЕРМЕНЕВТИКА - теория истолкования текстов.
ГИЛОЗОИЗМ - натурфилософская концепция, отрицающая границу между живым и неживым в природе.
ГЛОБАЛИЗМ (лат. globus, «шар», «земной шар») - идея о принципиальном единстве человечества, которое должно рассматриваться как однородная масса атомарных индивидуумов без национальных, культурных, религиозных различий.
ГУМАНИЗМ – философия эпохи Возрождения, которая ставит в центр мира человека и его внутренний мир.
Д
ДЕДУКЦИЯ (лат. «deduction», «выведение») - умозаключение от общего к частому. Началом (посылками) этого умозаключения являются гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»).
ДЕИЗМ (лат. «Deus», Бог) - теория философов Просвещения, заменявшая богословское представление о Божестве, сопряженное с конкретными догматами, обрядами и таинствами, рассудочной и моральной абстракцией, субъективным и произвольным представлением о наличии «личного Бога».
ДЕМИУРГ (греч. «demiourgoz») – «творец», "термин в греческой традиции обозначал творящее Первоначало.
ДЕТЕРМИНИЗМ - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
ДИАЛЕКТИКА – первоначально: искусство вести спор, беседу; в настоящее время – учение о развитии и взаимосвязи всех явлений действительности.
ДОГМАТИЗМ - антиисторическое, абстрактное, схематически-закосте-нелое мышление.
ДУАЛИЗМ - философское учение, в противоположность монизму считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
З
ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х годов 19 века, выступавших за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», т.е. буржуазному пути.
И
ИДЕАЛИЗМ - общее название философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично по отношению к материальному.
ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ – направление идеализма, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.
ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ – направление идеализма, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.
ИНДУКЦИЯ (лат. «inductio», «наведение») - умозаключение от частных фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению), метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса.
ИНТУИТИВИЗМ - идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное знание.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ - философское направление, обосновывающее нелогическое, нерациональное строение знания.
К
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – моральный закон, который, согласно философии И.Канта, истинен для всех и составляет основу «практического разума», или морального понимания. Он говорит не только о том, как мы должны поступать, но и о том, что в действительности делает нас моральными существами.
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ - философия Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это символы и мифические образы, которые происходят от самых первых мифов и легенд, созданных человеческим рассудком и отложившихся в бессознательном.
КРЕАЦИОНИЗМ - (лат. «creatio», «творить») - мировоззренческая концепция, согласно которой мир создан Богом из ничто.
КУЛЬТУРА – (лат. cultura – возделывание. обрабатывание) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики
Л
ЛИБИДО - в психоаналитической теории - инстинктивная сексуальная энергия человека. По Фрейду либидо является главной движущей силой, заставляющей человека заниматься всеми видами активной деятельности. В широком смысле - форма энергии, которой заряжаются все психические процессы и структуры.
ЛОГИКА - наука о законах и формах правильного мышления.
М
МАНИХЕЙСТВО - дуалистическое течение, распространившееся в Сирии, Иране, Средней Азии, Египте и Индии в III веке н.э. под влиянием религиозного проповедника Мани. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия.
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, трактующее идеи, мышление – продуктом физических процессов восприятия, которые происходят в мозгу человека.
МЕНТАЛЬНОСТЬ - (лат. «mens», «разум») - мыслительная способность человека.
МЕТАФИЗИКА— ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. В современной философии чаще всего понимается как противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.
МЕХАНИЦИЗМ - односторонний принцип познания, основанный на признании доминирующей механической формы движения материи и сводящей все остальные формы к ней.
МОНИЗМ - философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала всего существующего (материи или духа).
МОНОТЕИЗМ – «единобожие», представление о едином (или единственном) боге.
Н
НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, первая форма философии, в которой предметом осмысления был космос.
НОМИНАЛИЗМ - (лат. «nome», «имя») - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей.
НОУМЕН - в философии Канта «реальность-в-себе», не доступная для постижения с помощью рассудка.
О
ОБЪЕКТИВНОСТЬ – представление о том, что знание не зависит от личного опыта и является истинным для всех.
П
ПАНЛОГИЗМ - философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи.
ПАНТЕИЗМ - учение, растворяющее Бога в природе, вера в то, что Бог заключен в вещах. Это означает, что люди и природа – различные части Бога и сами по себе обладают божественной силой.
ПАРАДИГМА – (греч. paradegma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование на данном этапе развития науки.
ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ СДВИГ – сильное изменение в образе мыслей и поведении научного сообщества или человечества в целом, которое возникает в результате новых фундаментальных научных открытий, меняющих представление о реальности.
ПАССИОНАРНОСТЬ - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.
ПАТРИСТИКА (греч. «pater», латинское «pater» - «отец») - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв.
ПЛАТОНИЗМ - философское направление, основывающееся на учении Платона.
ПЛЮРАЛИЗМ - философская позиция, основанная на признании множественности подходов к одному и тому же явлению.
ПОЗИТИВИЗМ - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
ПРАГМАТИЗМ - философское учение, согласно которому философия должна быть не размышлением о первых началах мира, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в их повседневности.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - религиозное понимание истории как проявления воли Бога.
ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психологии и психиатрии, изучающее приоритетно подсознательные (бессознательные) аспекты человеческой психики, основан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Получил оригинальное развитие в трудах Карла Густава Юнга.
Р
РАЦИОНАЛИЗМ - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
РЕДУКЦИОНИЗМ - методологический принцип и философское направление, в котором высшие формы сводятся к низшим.
РЕЛЯТИВИЗМ - (лат. «relativo», «относительный») - представление об относительности, неабсолютности какого-то явления.
С
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - (лат. «saeculum», «век») - схоластический термин, обозначающий переход от «града божьего» к «граду земному», в августиновском понимании. Сегодня – освобождение социальных институтов от власти и влияния церковных установлений.
СЕНСУАЛИЗМ - (лат. «sensus», «восприятие», «чувство»), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) - основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего постижимого, чего не было бы в ощущениях».
СИЛЛОГИЗМ - умозаключение
СИНКРЕТИЗМ - смешение, слияние различных компонентов.
СКЕПТИЦИЗМ - философское течение, не допускаюшее возможности достоверного знания, разновидность агностицизма.
СЛАВЯНОФИЛЫ - течение в русской общественной мысли, противоположное западничеству. Основатель – Алексей Степанович Хомяков. Славянофилы были консерваторами и сторонниками укрепления и развития самобытности русского народа, отрицательно оценивали реформы Петра Первого.
СОФИСТИКА - рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип релятивизма в познавательном процессе.
СОФИСТЫ - в Древней Греции профессиональные учителя философии и красноречия (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и другие). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»). С критикой софизма выступали Сократ и Платон.
СТОИЦИЗМ – эллинистическая философия, которую основал Зенон и которая в основном посвящена этическим проблемам. Главную задачу философии, стоики видели в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить, оно предполагает эмоциональную отрешенность и покорность судьбе.
СУБСТАНЦИЯ – философский термин, которым обозначается все существующее. Этот термин может означать разные вещи. Некоторые философы определяли субстанцию как материю, некоторые считали, что она одновременно и материя и дух
СУБЪЕКТИВНОСТЬ – мысль о том, что знание происходит из личной способности к познанию.
СХОЛАСТИКА - (греч. «scolastikwz», «школьный», «ученый») - тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.
СЦИЕНТИЗМ— философская концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества..
Т
ТЕИЗМ - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном творческом акте.
ТЕОЛОГИЯ - богословие, учение о Боге, систематизация вероучения определённой религии.
ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНОЕ – лежащее за пределами наличного опыта.
ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ - лежащее за пределами возможного опыта.
У
УНИВЕРСАЛИИ – так в средневековой философии обозначали общие идеи.
УТИЛИТАРИЗМ - направление в этике, считающее пользу основой нравственности.
УТОПИЯ - вымышленное общество как воплощение произвольно сконструированного социального идеала.
ФАТАЛИЗМ - (от лат.Fatalis - предопределенный) - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
ФИЛОСОФИЯ– наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
Э
ЭВДЕМОНИЗМ – этический принцип миропонимания, согласно которому счастье является главной целью человеческой жизни.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (от лат.Existentia - существование) - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале 20 века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия в мире» (экзистенции).
ЭКЛЕКТИКА - смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок.
ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, признающее опыт и данные органов чувств достоверным основанием истинного знания.
ЭСХАТОЛОГИЯ - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
ЭТИКА – философское учение о морали.
Литература:
1. Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов.- М.: 2001.
2. Губин В.Д. Основы философии: учеб пособие. - М.: 2008.
3. Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2001.
4. Новая философская энциклопедия. – М., 2000.
5. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. СПб, 1994.
6. Философия: Учебник для вузов. /Отв. ред. – проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: 2002
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia
http://incampus.ru/campus.aspx?module=dashboard
● philosophy.ru - портал "Философия в России". Содержит обширную библиотеку, а также разделы: Справочники, учебники; Сетевые энциклопедии, справочники; Программы курсов.
● intencia.ru - сайт "Все о философии". Разделы: История философии, Философы, Философия стран; Философия религии, Философия истории, Политическая философия, Книги.
● anthropology.ru - "Антропология" Веб-кафедра философской антропологии: тексты, материалы семинаров, дискуссии, научная жизнь, программы курсов. (Большая подборка текстов по тематике сайта.)
● ido.rudn.ru (Философия) - электронный учебник по курсу "Философия" (авт.: Гречко П.К., Вержбицкий В.В.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института дистанционного образования. Учебник рассчитан на всех тех, кто изучает философию в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также на тех, кто интересуется философией в порядке самообразования.
· http://www.philosophy.ru/library/lib2.html.
· http://labrip.com/dop_t1r4part2.html На этом сайте представлен курс лекций по философии. Данный материал можно использовать при подготовке к экзамену по философии, а также в качестве вспомогательного материала для рефератов и докладов. Конспект лекций представленный здесь будет полезен в качестве ознакомления с этой дисциплиной, в нем находится необходимый материал для освоения основ философии.