Тема 2. Философская мысль средних веков

2.1. Заполните пропуски

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении ее в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Мир, в котором живет человек, изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности, в силу врожденности человека в истину.

Функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия.

В силу этого основаниями средневековой философии были (найдите в словаре значения выделенных слов и заполните пропуски):

Теоцентризм-

____________________________________________________________

Провиденциализм-

____________________________________________________________

Креационизм-

____________________________________________________________

Традиционализм-

____________________________________________________________

2.2.«И́споведь» – общее название 13 автобиографических сочинений христианского богослова Блаженного Аврелия Августина, в которой рассказывается о его жизни и обращении в христианство. «Исповедь», которая считается первым образцом автобиографии в европейской литературе, в течение тысячелетия служила литературным эталоном для христианских писателей. Она охватывает только часть жизненного пути Августина (33 года из около 40 прожитых им к моменту написания), но содержит ценнейшие сведения о его духовном пути и развитии философских и религиозных взглядов. Заглавие подчёркивает христианскую основу произведения: описывая свою прежнюю жизнь, полную пороков и заблуждений, Августин просит прощения у Бога и стремится воздать Ему хвалу своим сочинением. Помимо собственно автобиографического, «Исповедь» имеет и важное богословское и философское значение.

Почему в «Исповеди» автор критикует:

· Манихейство ___________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

· Неоплатонизм __________________________________________

____________________________________________________________

· Астрологию ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Центральный пункт философской системы Августина – Бог, поэтому она исключительно теоцентрична. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он – единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит от божественной воли. Первенство Бога над всем остальным имеет для Августина большое философско-теологическое значение, т.к. в этом случае Бог выступает причиной любого существования и причиной всех изменений в мире. Проблема креационизма, т.е._______________________________________________________________________________________________________________________,

раскрывается Августином всесторонне и с различных сторон.

2.4. Заполните пропуски и найдите в глоссарии значения выделенных слов:

Фома Аквинский (______________гг.) — философ и теолог. Член__________________________________ордена. Сформулировал тезис: Философия - служанка ____________________. В основу своей философской системы положил христианизированное учение __________________ (античный мыслитель) использовал его идеи для укрепления католической церкви и религиозной веры. Призывал к уничтожению еретиков, объявлял священной власть монарха. Социальное неравенство объяснял как иерархию, установленную Богом. Сформулировал______________(сколько?) доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п. Основные сочинения:

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

В _______ году был канонизирован католической церковью. В 1879 г. в энциклике папы Льва XIII труды Фомы Аквинского признаны единственно истинной философией католицизма.

· Схоластика – это:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Еретик – это:

________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Найдите в словаре значения выделенных слов и заполните пропуски.

Особенно длительный спор в средневековой философии шел вокруг отношения к «универсалиям» - общим понятиям. В течение нескольких веков ожесточенные споры между реалистами и номиналистамиоказывали заметное влияние на духовную жизнь общества. Реалисты утверждали, что общие понятия (универсалии) – это

_______________________________________________________________________________________________________________________

Подобные взгляды продолжали в философии традицию античного философа ______________развивавшего теорию «мира идей», который представляет собой сущность и конечную причину существующего многообразия вещей. Эта концепция была переработана Августином Блаженным в духе христианского вероучения. «Идеи» стали трактоваться как мысли творца, по которым Бог как по образцам творил мир. К представителям реализма относятся такие видные философы средневековья, как

________________________________________________________________________________________________________________________

Представители противоположной позиции ____________________________________________________________ ____________________________________________________________- отрицали онтологическое значение «универсалий», т.е. утверждали, что общие понятия существуют не в действительности, а только в мышлении. Такой точки зрения придерживались философы_________________________________________________________

____________________________________________________________

Номинализм как самостоятельное течение средневековой мысли был основан ______________(кем?), утверждавшим, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена. Номиналисты развивали концепцию Аристотеля, согласно которой общие идеи есть просто общие имена, но не общие вещи. Среднюю умеренную позицию в этом споре занимали сторонники ______________________, которые, отвергая крайний реализм, утверждали, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. К сторонникам этого направления можно отнести

___________________________________________________________

____________________________________________________________

В рамках проблемы «универсалий» рассматривались различные теоретико-познавательные вопросы, сыгравшие значительную роль в развитии философского знания последующих эпох.

2.6. Точка зрения номиналистов на проблему универсалий помогла вывести философию из тьмы средневековья к Ренессансу. Уильяму Оккаму (1285-1349) принадлежит в этом значительная роль. Он говорил, что многие философы напрасно тратят время на создание категорий и классификаций. Он утверждал, что, когда мы пробуем объяснить природу некоторого явления, мы должны использовать ровно столько идеальных конструкций, сколько нам необходимо. Следует избегать использовать понятия ради их собственной ценности и пользоваться ими только для объяснения явлений. Это принцип стал правилом, получившим название

«_____________________________________».

2.7. Пьер Абеляр (_____________гг.)- один из самых значительных представителей европейской средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении ________________________________________

Основные произведения Абеляра: «Да и нет», «Познай самого себя», «Диалог между философом, иудеем и христианином», «Христианская теология» и др. Абеляр был широко образованным человеком, знакомым с произведениями античных авторов (назовите) ________________________________________________________________________________________________________________________
Главная проблема в творчестве Абеляра - соотношение веры и разума, эта проблема была основной и для всей схоластической философии. Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное обоснование.

В трудах Абеляра содержится стремление в рамках религии отстоять права разума и человеческой свободы. Вопреки принципу Ансельма Кентерберийского: «_______________________________», Абеляр утверждает новый принцип: «__________________________». С его точки зрения, логическое доказательство бытия Бога не противоречит вере. Человек по собственной воле может совершать добродетельные поступки. Свобода выбора, данная ему, доказывает премудрость творца. Человек, обладая свободой выбора, сам ответственен за свои деяния. Только зная намерения человека, степень их осознания и побуждения совести, можно оценить поступок. Таким образом, в этих постулатах П. Абеляра утверждается моральная ценность человека, очерчивается значимость его нравственного выбора. Церковь осудила взгляды Абеляра и предала сожжению его труды.

· В чем церковь видела главную опасность, грозившую ей со стороны Абеляра?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Вопросы, требующие самостоятельного размышления

1. Виндельбанд называет философскую позицию А. Августина «метафизикой внутреннего опыта», а его самого – «виртуозом» описания душевных состояний человека. Прокомментируйте эту оценку._________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Попробуйте установить, кому могли бы принадлежать следующие суждения:

· «Верую, чтобы понимать» ________________________________

· «Понимаю, чтобы верить»­­­­­_________________________________

· «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»_____________

________________________________________________________

· «Верую, ибо абсурдно»____________________________________

Что такое вера? Что такое разум?

Как они соотносятся в данных высказываниях? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как-то во дворике Парижского университета у "ангельского доктора" Фомы Аквинского вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Каждый стоял на своем истово и непоколебимо. Но тут садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги:

"— Хотите, — сказал он, я вам сей же миг принесу живого крота. Вы посмотрите на него, на том и разрешится ваш спор.

— Ни в коем случае! Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза".

Какой способ мышления высмеивается в этом историческом анекдоте? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации