Исследование и проектирование сложных «человеко-машинных» систем (УК – 1, УК -2)
Системный анализ и системотехника, эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн. Образование комплексных научно-технических дисциплин. Экологизация техники и технических наук. Проблема оценки воздействия техники на окружающую среду. Инженерная экология.
Происходящая в мире НТР идет по пути образования в структуре производства все более сложных человеко-машинных систем и комплексов, глубокого изменения их сложности, структуры и функции. Отмечается повсеместный переход в технологии от отдельных машин и механизмов к биотехническим системам с развитой структурой связей, с большим числом компонентов. Эти изменения характерны для нефтегазодобывающего производства, где почти все технологические процессы ( добыча, транспорт, переработка нефти и газа и др.) и виды работ могут и должны рассматриваться как состоящие из сложного динамического ряда образующихся, действующих и разрушающихся ЧМС разного состава и уровня организации.
Самостоятельная область науки, которая изучает разработку, проектирование, создание и эксплуатацию сложных человеко-машинных систем, называется системотехникой. Для этой науки важны эргономически обоснованные характеристики надежности, стабильности, точности и быстродействия человека-оператора как наиболее ответственного звена в больших сложно организованных системах. При этом на человека-оператора возлагаются самые сложные и ответственные функции: управление, контроль, решение задач, программирование и др. Для повышения надежности человеческого звена функция оператора поручается здесь одновременно двум-трем специалистам, а правильность ответственных решений их до начала реализации проверяется при помощи ЭВМ. При такой организации достигается высокая надежность и безопасность работы больших систем.
Несмотря на некоторые расхождения в определении АСУ, бесспорно то, что автоматизированные системы управления - это сложные человеко-машинные системы. Будем считать систему сложной в том случае, когда в силу свойств самой системы и по характеру задач, возникающих при ее исследовании, необходимо принимать во внимание наличие в системе большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которые, в свою очередь, можно рассматривать как системы (более низкого уровня), обеспечивающие выполнение данной системой достаточно сложной функции.
Методы локальной организации облегчают создание прикладных систем, сводя процесс разработки сложной человеко-машинной системы к созданию целесообразно-организованных достаточно простых подсистем. В частности, методы локальной организации, описанные в гл.
В процессе проектирования и дальнейшего развития АСПП необходимо исходить из того, что по своим особенностям она относится, как это уже отмечалось, к сложным человеко-машинным системам подготовки и принятия решений организационно-экономического типа.
Примером современной информационной системы может служить действующая во Всесоюзном научно-техническом информационном центре (ВНТИЦентре) автоматизироваиная система информации о науке и технике по непубликуемым источникам (АСИНИТ), относящаяся к классу сложных человеко-машинных систем, объединяющих программно-математическое обеспечение, технические средств и специалистов.
Использование средств автоматизации является характерной чертой современного прогресса в технике и технологии управления. Современные АСУ представляют собой сложные человеко-машинные системы, в которых сочетается машинная переработка информации с деятельностью человека-оператора. За человеком остаются, как правило, наиболее сложные, пока не поддающиеся формализации задачи, такие, например, как задача принятия решения в условиях неполной информации и неопределенности.
АБИС, как и любая структура, претендующая называться системой, должна иметь развитые средства обратной связи и регулирования, без которых невозможны оптимизация ее функционирования и развитие. В АБИС, являющейся сложной человеко-машинной системой, обратные связи могут и должны быть реализованы организационно-технологическими средствами.
Выполнение большого объема вычислительных операций, связанных с обработкой информации, и своевременное получение при этом достаточно полных и достоверных данных, возможно лишь на базе широкого использования современных технических средств сбора, передачи и обработки информации. Такой базой являются автоматизированные системы (АСУ) - сложные человеко-машинные системы, основанные на применении современных экономико-математических методов, технических средств сбора и обработки информации, а также новых организационных принципов управления. В таких системах управления сбор, обработка и выдача информации осуществляются с помощью ЭВМ, а человек является управляющим элементом системы, принимающим окончательное решение вопросов управления и планирования.
БТС, а именно функциональных, биофизических и энергетических показателей совместимости человека и БТС. Именно эти вопросы имеют большое значение при исследовании эффективности функционирования БТС с участием человека-оператора как сложных человеко-машинных систем.
Одной из основных причин недостаточного учета человеческого фактора является неразработанность методологических, методических и научных оснований проектирования, которое в большинстве случаев пока еще осуществляют на основе здравого смысла и интуиции проектировщика. Повышение надежности действий человека должно основываться в первую очередь на системном анализе его деятельности в сложных человеко-машинных системах, на знании закономерностей его ошибочных реакций и причин, их вызывающих.
Второе направление связано с комплексной механизацией и автоматизацией технологических операций процесса бурения и характеризуется развитием их от простых средств механизации ручных операций и регулирования отдельных технологических параметров до адаптивных и оптимальных систем автоматического управления процессом по комплексу параметров. Особенностью этого направления, обусловленной развитием кибернетики, является использование оптимальных методов управления на основе как детерминированных, так и вероятностных моделей, расширение сферы применения микропроцессорной вычислительной техники для автоматизации контроля и управления процессом и возникшая в связи с этим необходимость оптимизации параметров сложных человеко-машинных систем.
Настоящая работа написана на основе прочитанных автором лекций по курсу Электроснабжение промышленных предприятий в Омском политехническом институте (1978 - 1987 г.г.) и опыта организации работы по научным исследованиям, проектированию, монтажу и эксплуатации энергетических хозяйств предприятий химической и нефтехимической промышленности, в которой он проработал десятки лет. В монографии часть вопросов излагается более подробно, а часть фрагментарно, но обязательно со ссылкой на литературу и нормативные документы, где данный вопрос изложен детально, четко и объемно, так как, по мнению автора, охватить в одной монографии все проблемы и вопросы по проектированию, монтажу и эксплуатации таких сложных человеко-машинных систем (техноценозов), каковыми являются электрические хозяйства крупных промышленных предприятий, практически не возможно.
Необходимость общения человека с машиной на естественном языке в диалоге определяет необходимость исследований способов введения в ЭВМ текста, содержащего качественные параметры и предписания. Оба этих аспекта требуют использования и формализации расплывчатых понятий и предписаний на основании мнений экспертов с учетом индивидуальных особенностей их мышления на. Однако глубокое исследование действия сложной человеко-машинной системы без учета присущих человеческому мышлению расплывчатых категорий, по-видимому, невозможно, поскольку в подобных системах существует несколько источников расплывчатости.
Автоматизированными системами управления (АСУ) называют системы управления звеньями народного хозяйства на различных уровнях, в которых передача, хранение и переработка информации о состоянии управляемого объекта выполняется автоматически с помощью экономико-математических методов с использованием компьютеров. В АСУ объединены в своей деятельности люди и технические средства. Поэтому АСУ следует рассматривать как сложную человеко-машинную систему, в которой роль человека состоит в выборе методов и средств обработки данных, функции контроля исправности системы и принятии решения для оптимизации управления.