Эволюция технических наук во второй половине ХХ - начале XXI вв. (УК – 1, УК -2, УК - 5)
В этот период в развитии технических наук углубляются системно-интегративные тенденции. Это проявляется в масштабных научно-технических проектах (освоение атомной энергии, создание ракетно-космической техники), в проектировании больших технических систем, формировании системы фундаментальные исследования—прикладные исследования—разработки. Возникают новые области научно-технического знания: ядерная физика, ядерное приборостроение, теоретическое и экспериментальное материаловедение, теория создания искусственных материалов.Появляются новые технологии и технологические дисциплины. Зарождается квантовая электротехника и развиваются теоретические принципы лазерной техники.
История становления технических наук, их проблематика тесно связаны с процессом формирования научно-технического знания в качестве социального института со всеми его атрибутами — созданием исследовательских организаций и учреждений, подготовкой кадров, формированием научных сообществ, решением теоретических и практических задач, стоящих перед обществом.
Итак, технические науки обеспечивают инженеров знаниями, необходимыми для расчетно-проектировочной деятельности, что позволяет, с одной стороны, определять функциональные, конструктивные и иные параметры создаваемых объектов, а с другой - структурирует саму процедуру разработки технических устройств и технологических процессов. Сфера технических наук характеризуется взаимодействием с естественными науками, широким привлечением и развитием математического аппарата, методов моделирования и т.п.
Развертывание во второй половине XX – начале XXI века научно-технической революции привело к росту социальной значимости технических наук как ясно осознанного средства достижений важнейших целей общества и как получившей всеобщее признание обширной области специфической социальной активности. Технические науки стали оказывать все большее влияние на развитие научно-технического потенциала социума. Тем самым значительно увеличилась роль технических наук в решении разнообразных социально-экономических проблем, в развитии материальной и духовной культуры, в укреплении обороноспособности и экономической мощи государства. Состояние и темпы развития научно-технических знаний, социально-экономическая эффективность деятельность по их производству и практическому применению стали важной характеристикой уровня социального, культурного и экономического развития государств. Развитие технических наук привело к существенному и быстрому изменению материально-технической базы жизни общества, что в свою очередь повлекло разнообразные социальные последствия, привело в движение саму социальную структуру и классовый состав государства. Также и человеческий фактор стал играть существенно более важную роль в научно-техническом прогрессе.
Технические науки как феномен представляют собой очень сложную сферу формальных и неформальных человеческих отношений, в которой характерные для человека психофизические свойства, механизмы общественных, коллективных и индивидуальных действий проявляются особым образом. Вследствие эволюции технических наук источником новых научных знаний о технике стали не только собственно научные исследования, но и последующие фазы «жизненного цикла» продукции промышленности. Фаза научных исследований сливается с этапом опытно-конструкторских работ, когда происходит отработка найденных технических решений и положенных в их основу научно-технических идей. Само материальное производство, включающее технологическую подготовку производственного цикла, собственно само производство продукции, контроль ее качества и испытания, зачастую становится не только источником эмпирических сведений, но и областью научного анализа знаний о технике.
Люди, как участники материального производства, реализующие порожденные научно-техническим прогрессом технологические процессы, обеспечивают не только опредмечивание результатов научной деятельности, но и вносят свой вклад, выступают сами как субъекты научного творчества. Обратная связь сферы материального производства с научно-исследовательскими, конструкторскими и технологическими учреждениями и их коллективами стала обязательным условием функционирования системы наука-производство. Наиболее важное значение для развития технических наук приобрело участие в научной деятельности коллективов и специалистов, осваивающих новейшие технологические процессы и средства автоматизации на основе электронной техники, последних достижений физики, химии и других фундаментальных наук. Развитие технических наук и их материальное воплощение может имеет не только положительные, но и отрицательные с точки зрения всего человечества последствия. Резкое расширение масштабов материального производства, увеличение глубины переработки природных вещества, рост производства и потребления материалов и энергии существенно усилили влияние антропогенных факторов на окружающую человека среду. Стали возникать явления экологического и сырьевого кризиса. Развитию отрицательных последствий способствовала гонка вооружений, особенно ядерных и химических средств ведения войны. Пагубное для человечества накопление разрушительных военно-технических средств, безудержное расточительство невозобновляемых природных ресурсов. Проблема экологизации научно-технического прогресса стала актуальной. В свете новых требований приобретаю особо важное значение те области исследований, которые обеспечивают снижение материалоемкости и энергоемкости техники, повышение надежности и долговечности, улучшения физико-химических и технических характеристик искусственных материальных средств деятельности. Технические науки переориентируются на повышение эффективности научно-технической деятельности общества под углом зрения экологических критериев.