Диалектика добра и зла в философии Нового Времени
Добро и зло - противоположности, которые, всегда находясь в противоречии, способствуют движению мирового универсума.
Разные исторические периоды по-разному интерпретировали их взаимоотношение, начиная с античности, заканчивая современностью, но во все времена признавалось их сосуществование и их влияние на человека и общество, это, во-первых.
Во-вторых, так или иначе, всегда было осознание существования тонкой грани между добром и злом, мимикрии добра и зла, способности зла прикрываться идеями добра и добра, желающего немедленно утвердиться любыми способами, ведущего к неминуемому злу.
В эпоху античности добро и зло противопоставлялись друг другу. В средние века, зло рассматривали как уменьшение добра, и, обязательно добро оценивалось как приоритетное в сравнении со злом. В Новое время добро и зло приобрели самостоятельный и равнозначный статус и, пришло осознание, что зло нужно, как и добро, что зло даже больше, чем добро, в масштабах исторического времени.
В то же время, пришло понимание, что единство добра и зла означает не только взаимопологание, но, одновременно, и взаимоисключение, ведущее к их борьбе, которая никогда не закончится и не будет уничтожена, что не говорит о бесполезности этой борьбы. Мировая гармония возможна в ситуации отсутствия чрезмерного зла, как и в ситуации чрезмерного добра способного в этом случае породить из себя же зло.
Понимание добра и зла в Новое время шло вслед за меняющимися общественно-экономическими и политическими процессами. Вслед за пассивным, богобоязненным человеком средневековья пришел активный, творческий, самоуверенный, эгоистичный человек. Т. Гоббс и Н. Макиавелли рассматривают человека как изначально злого, а Т. Мор и Ж-Ж. Руссо как изначально доброго, но из-за несовершенства общества ставшего злым и агрессивным. Эгоизм относится к добру или является проявлением зла? Как соотнести человека-эгоиста Нового времени с общечеловеческими моральными принципами, с благом? Чтобы ответить на эти вопросы просвещенческая мысль обратилась к разуму призванному примирить эту противоположность. Разум ограничивает необузданные желания эгоиста и встраивает его в систему общечеловеческих моральных требований и принципов.
Эту же задачу поставил и попытался решить представитель немецкой классической философии И. Кант. В работе «Лекции по этике», осуждая эгоизм, Кант пишет: «Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Оно неприкосновенно и нерушимо. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами». В то же время Кант понимает, что в душе каждого человека есть что-то от дикого зверя, которого он никак не может укротить, даже смерть Христа «... не победа над злым принципом, - ... а лишь подрыв его могущества». Обладая двойственной природой, человек одновременно пребывает в царстве свободы, как существо разумное, и в царстве необходимости, как существо чувствующее, слабое, испорченное. В мире феноменов, в явленном мире «вечное зло», которое может быть преодолено лишь в сфере морали, религии, культуры и воспитания.
Теоретическим выражением данного положения выступает категорический императив, призванный требовать от разумного человека соблюдения общечеловеческих моральных нравственных принципов для обуздания зла и подчинения его воле и разуму[8].
Мировая история имеет свой разумный план, и, как следствие, зло есть лишь момент постоянного диалектического становления всеобщего, по мнению другого представителя немецкой классической философии Ф. Гегеля. Это гегелевское положение снимает этический дуализм Канта, его субъективизм, обьективизирует проблему, придает ему характер историзма. Мораль Гегелем рассматривается как момент Объективного духа, где человек свободен внутри себя, его субъективность, сродни кантовскому категорическому императиву.
Субъект, находится в сфере этического, когда реализует себя в конкретных целях посредством объективного.
Будучи представителем философии объективного идеализма, Гегель рассматривает государство как «власть разума, осуществляющего себя как волю», как категорию нравственности, наряду с семьей и обществом. Подобного рода выход из субъективизма Канта, из «для себя сущей свободы» в сферу действительной моральности, реализующую индивида в социуме, в сфере всеобщего есть подчинение индивидуальности, частного, государственному, общему и высшему. Мораль как рефлексию сознания к добру, Гегель отличает от нравственности как феномен Абсолютного духа.
Как выше отмечено, мировая история имеет свой разумный план, и, как следствие, зло есть лишь момент постоянного диалектического становления всеобщего. Гегель в «Феноменологии духа» пишет: «Если зло есть то же, что и добро, то именно зло не есть зло, а добро не есть добро, а то и другое, напротив, сняты... В какой мере следует сказать, что согласно этому своему понятию добро и зло, - т.е. поскольку они - не добро и не зло - суть одно и тоже, - в такой мере, стало быть, следует сказать, что они не одно и то же, а попросту разное; . - Лишь оба эти положения завершают целое, и утверждению и завершению первого должно с непреодолимой непреклонностью противостоять отстаивание второго;. Истиной обладает не то или другое, а именно их движение.».
Ярким представителем постклассической философии в понимании диалектики добра и зла является немецкий философ Ф. Ницше.
Гегелевское понимание того, что зло есть форма проявления движущей силы исторического развития, нашло отражение и в философии Ф. Ницше. В его работе «К генеалогии морали», мы видим диалектику добра и зла в историко-культурном контексте. Человеческие поступки всегда имеют оценочный окрас. Общество всегда стремится ориентироваться на добро, провозглашать добро, действовать, ориентируясь на добро, тогда как зло остается «вне кадра», завуалировано, не задекларировано или же оправдывается как необходимость во благо. Нет четкой линии демаркации добра и зла. Поэтому, необходим философский и культурно исторический контекст в трактовке и анализе морально-этических категорий, соотношения добра и зла.
В противоположность рационалистической немецкой классической философии, выдвинувшей на передний план разум, иррационалистическая философия XIX в. отказалась от разумных оснований бытия и провозгласила примат неразумного или бессознательного начала как мира, так и миропонимания. Речь не идет об отказе от разума, а лишь на осознании ограниченности возможностей разума и понимание превосходства иррационального в человеке как способа или средства познания [9].
Центральным понятием его философии, как и философии Ф. Шопенгауэра, является понятие «жизнь», как в биологическом смысле этого слова, так и в психологическом. Воля к власти и есть жизнь, утверждает Ф. Ницше.
Учение о сверхчеловеке, как стоящем по ту сторону добра и зла, как носителе новой морали и новых ценностей является сущностью философии Ф. Ницше. Он назвал себя имморалистом, бросившим вызов всей предшествующей философии. «Мораль - это важничанье человека перед природой», пишет Ф. Ницше. Мораль - враг естества, губящая инстинкт жизни и саму жизнь. Ницше Ф. отбрасывает общечеловеческие нравственные принципы, выдвинутые в Ветхом и Новом завете, а затем и в истории философии, например, в категорическом императиве И. Канта. По Ф. Ницше, зло, не меньше, чем добро, а может, даже больше.
Вся философия Ф. Ницше это предчувствие надвигающейся эпохи, эпохи атеизма, имморализма, трагизма и войн. Его учение даже больше футу-рологично, чем имморалистично. Ницше Ф. как художник и футуролог, вне категорий добра и зла, описывает, то, что предвидит, а не дает оценку. Он понимает, что история - это движение духа времени. Он понимает, что человек, только дойдя до края, до предела способен к саморефлексии: « Человеку нужно ещё худшее, чтобы он сам стал ещё лучше и злее». «Тот, кто борется с чудовищами, должен следить, чтобы самому не обратиться в чудовище. Попробуй подолгу смотреть в пропасть, и она заглянет тебе в глаза», пишет Ф. Ницше в своей работе «По ту сторону добра и зла».
Итак, с Нового времени в западноевропейской мысли складывается представление о морали как системе взаимной полезности, узаконивается моральное и социальное зло.
Природа человека эгоистична и зла, считает И. Кант.
Эгоизм и зло - естественные качества, так как соответствуют конкурентной природе человека.
В то же время, моральным регулятором в обществе, по И. Канту, выступает категорический императив, высший нравственный закон, требование, предостерегающее от естественной укоренённости во зле и предупреждающее о последствиях природного эгоизма и утилитаризма.
Мировая история имеет свой разумный план, и, как следствие, зло есть лишь момент постоянного диалектического становления всеобщего.
Данное положение этики Ф. Гегеля утверждает принцип историзма и вписывает мораль в социальный контекст. Он отдает действительность в руки объективных процессов, призывая видеть в ней закономерности и логику, что ведет к социальному и нравственному параличу в угоду всеобщему.
Ницше Ф., оправдывает рационализм, активность, аристократизм и называет эти проявления добром в противоположность безликости, серости, пассивности рабского сознания и называет эти проявления злом.
Главной целью Ф. Ницше было не унизить и оскорбить большинство, противопоставив им философию сверхчеловека, а помочь большинству стать лучше, активнее, преодолеть психологию раба и стать Человеком, в самых лучших его проявлениях.
Добро и зло выступают фундаментальными категориями в анализе человеческого общества, государства, больших и малых групп, семьи и конкретного человека. Тем большую актуальность соотношение добра и зла получает в пороговые периоды, в периоды трансформации, когда происходит резкая смена устоявшихся, привычных ценностей и возникают или внедряются в сознание новые ценности, что чревато дезориентацией в понимании добра и зла, разрыв в объективном понимании философских, этических категорий с субъективным истолкованием и трансляцией их.
Тем актуальнее вновь обратить свой взор на мыслителей прошлого, с тем, чтобы восстановить правильное понимание философских, этических категорий и верно следовать истинно человеческому и вечному, а не наносному и временному.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рационализм философии Нового времени вызвал к жизни феномен Просвещения. Суть его заключается в установке изменить жизнь общества, жизнь человека, опираясь на разум. Отсюда следует ставка на просвещение масс, ибо знание обеспечивает идеи, а идеи превращаются в несокрушимую силу, если они овладевают массами. Утверждение разума шло через критику религии и теологии под лозунгами свободы, равенства, братства.
Эпоха просвещения в Англии характеризуется широким рас-пространением естествознания и умеренной критикой религии в условиях становления капиталистического способа производства и торжества буржуазных общественных отношений.
Выразителем этой эпохи можно считать Исаака Ньютона (1643- 1727), математика и физика. В трактате «Математические начала натуральной философии», И. Ньютон сформулировал и обосновал законы механики, противопоставив научное знание умозрительным спекуляциям. Оформляется новая картина мира, объясняющая все явления и процессы мира с позиции законов механики, предполагающих наличие Перводвигателя и субстациональной концепции пространства и времени.
Деизм как учение о том, что Бог создал мир и больше не принимает участия в его делах стал отправной точкой отсчета философии А. Шефтсбери, Т. Рида и др.
Деизм Антони Шефтсбери (1671-1713) носит не столько научную. сколько этико-эстетическую направленность. В работе «Ха-рактеристика людей, нравов, мнений, времен». А. Шефтсбери объясняется принцип единства добра и красоты. Признаками красоты являются пропорциональность и соразмерность, добра - альтруизм. Но альтруизм не исключает и возможность эгоизма, который человек может блокировать чувством нравственности. Это чувство автономно, оно не зависит от внешней среды, но нуждается в постоянной тренировке. Бог создал красоту. Человек принимает ее и дополняет культом Добра.
С концепцией «здравого смысла» выступил Томас Рид. Он утверждал, что здравый смысл опровергает философские спекуляции Локка, Беркли, Юма. Люди изначально распола- гают способностями адекватно осваивать мир. И эти способности заложены в них самой природой. Человек, по мнению Рида, - «культурное животное», ориентированное на удовлетворение своих витальных потребностей. Но это создание несет в себе потенциал логики, вкуса и воспитания, задатки оратора, государственного деятеля, святого. Но из-за недостатка культуры и тренинга эти задатки могут оказаться невостребованными.
Эпоха Просвещения во Франции заявила о своем радикализме. Она готовила Великую французскую революцию «под черепом философа» через антимонархизм и антиклерикализм, через формирование мировоззрения обывателя.
Жульен Офре де Ламетри (1709-1751) в своих работах «Человек-машина», «Трактат о душе» рассматривает человека как особого рода машину, которую можно изучить на основании законов механики и активно на нее воздействовать, воспитывая определенный тип личности, в котором нуждается общество.
Дени Дидро (1713-1784) рассматривает общественную жизнь как фактор формирования сознания человека. Д. Дидро один из орга-низаторов «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», предназначенной для осуществления просветительской деятельности. В работе «Мысли к объяснению природы» Дидро отстаивает тезис о материальной основе мира, понимая под материей объективную реальность, существующую независимо от сознания людей. Высказывал идеи о самодвижении и саморазвитии материи.
Этьенн Бонно де Кондильяк (1715-1780) в своих работах «Очерк о развитии человеческих знаний», «Трактат об ощущениях» выступил как продолжатель идей сенсуализма Дж. Локка, объясняя интеллектуальную и нравственную деятельность человека природой его ощущений. Ощущение составляет основу нашего познания, которое есть не что иное как видоизмененное ощущение.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в своих знаменитых «Персидских письмах» критикует религию и абсолютную монархию, излагает свое понимание природы и общества. Общество рассматривается по аналогии с природой, при этом общество редуцируется до уровня индивида, общественное бытие - до индивидуального бытия человека. Основной критерий общества - его соот-ветствие природе человека.
В своем труде «О духе законов» Ш. Монтескье выделяет естественные и социальные законы. Первые определяются особенностями среды обитания. Критерием вторых является мера свободы человека. Свобода определяется как право делать все, что разрешено.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) в своем трактате «Об уме» рассматривал индивида в качестве единицы социального анализа, полагая, что сознание и страсти человека, его потребности и интересы являются единственными движущими силами развития общества. Ощущения человека составляют основание его умственных способностей, а интерес (потребность) - начало морали.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778). Писатель и философ. Анализ «Трактата о метафизике» и «О душе» свидетельствуют, что Вольтер деист и разделяет концепцию сенсуализма Дж. - Локка, натуральную философию И. Ньютона и критикует философию Г. Лейбница. Рассматривая человека как существо исключительно социальное, Вольтер отождествляет душу и сознание человека, ставит ее в зависимость от тела, от его состояния.
Поскольку миром правит не Бог, а основополагающие идеи (Свобода, Равенство, Братство), то Просвещение имеет особое значение. Идеалом человеческого общежития является общество, основанное на
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Алексеева А.В., Лапшина И.В. О свободе личности как оптимуме образа мысли и жизни // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3.C.11-25.
2. Араб-Оглы Э.А. Свобода // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.-287c
3. Батурин, В. К. Философия науки: учебное пособие / В. К. Батурин. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 303 с.
4. Бордак, С. Н. Курс лекций по теории философии: учебно–методическое пособие / С. Н. Бордак. – Гомель: ГомГМУ, 2013. – 108 с.
5. Вальяно, М. В. История и философия науки: учебное пособие / М. В. Вальяно. – Москва: Альфа–М: Инфра–М, 2012. – 207 с.
6. Горелов, А.А. Философия: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2013. – 173 с.
7. Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. - М.: « Государственное издательство»,
1959. - Т. 4. - 767 с.
8. Грядовой, Д. И. Философия: учебное пособие / Д. И. Грядовой. – Москва: Щит–М, 2013. – 381 с.
9. Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – Москва: Проспект, 2013. – 332 с.
10. Гоббс Т. Левиафан. М., Мысль, 2015.-445с.
11. Ильенков Э.В. Свобода воли (К разговору о Фихте и «свободе воли») // Вопросы философии. 2015. № 2.С.28-35.
12. Кант И. Лекции по этике. - М.: «Республика», 2000. - 431 с.
13. Князева С.Е. Идея свободы и инструмент «золотой середины» в теории и практике европейских либералов XIX столетия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 13.С.35-45.
14. ЛоккДж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М.,1988.-441с.
15. ЛоккДж. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М., 1985.-441с.
16. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М., 1987.-398с.
17. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999.-452с.
18. Ницше Ф. Соч. в 2 т. - М., 1990. - 833 с.
19. Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 Т. Т.1. М., 1985.-578с.
20. РуссоЖ.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Трактаты. М., 1969.-687с.
21. Слепцова А.О. Культура повседневности в эпоху Возрождения // Аналитика культурологии. 2010. № 17.С.10-15.
22. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. Т. I М., 1957.
23. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей. Москва-Ленинград, 1933.
24. ФинькоМ.В. К проблеме преподавания учебных курсов в системе заочного педагогического образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 1.
25. Фромм Э. Бегство от свободы // Бегство от свободы; Человек для себя.
[1] Араб-Оглы Э.А. Свобода // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.-С.105.
[2] Батурин, В. К. Философия науки: учебное пособие / В. К. Батурин. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012.С.119.
[3] Бордак, С. Н. Курс лекций по теории философии: учебно–методическое пособие / С. Н. Бордак. – Гомель: ГомГМУ, 2013.С.125.
[4] Вальяно, М. В. История и философия науки: учебное пособие / М. В. Вальяно. – Москва: Альфа–М: Инфра–М, 2012.С.150.
[5] Горелов, А.А. Философия: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2013.С.119.
[6] Грядовой, Д. И. Философия: учебное пособие / Д. И. Грядовой. – Москва: Щит–М, 2013.С.154.
[7] Бордак, С. Н. Курс лекций по теории философии: учебно–методическое пособие / С. Н. Бордак. – Гомель: ГомГМУ, 2013.С.168.
[8] Князева С.Е. Идея свободы и инструмент «золотой середины» в теории и практике европейских либералов XIX столетия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 13.С.35.
[9] Слепцова А.О. Культура повседневности в эпоху Возрождения // Аналитика культурологии. 2010. № 17.С.10.