Гносеология – учение о познании
Аксиология – учение о ценностях
Логика – учение о формах мышления
I:
S: Автор высказывания ««Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
-: Ницше;
-: Фейербах;
-: Гуссерль;
-: Гегель;
-: Ленин.
I:
S: Установите соответствие понятий их определениям
пантеизм;
гилозоизм;
онтологический плюрализм;
учение, отождествляющее Бога и природу;
учение о всеобщей одушевленности универсума;
учение, утверждающее существование множества субстанций.
Ответ:
Пантеизм - учение, отождествляющее Бога и природу
Гилозоизм - учение о всеобщей одушевленности универсума
Онтологический плюрализм - учение, утверждающее существование множества субстанций
I:
S: Установите соответствие понятий их определениям
деизм;
монизм;
дуализм;
представление о Боге, как о сотворившем природу, но не вмешивающемся в ее бытие;
философская концепция, утверждающая существование только одной субстанции;
философская концепция, признающая существование двух равноправных, независимых друг от друга субстанций.
Ответ:
Деизм - представление о Боге, как о сотворившем природу, но не вмешивающемся в ее бытие;
Монизм - философская концепция, утверждающая существование только одной субстанции;
Дуализм - философская концепция, признающая существование двух равноправных, независимых друг от друга субстанций.
V2: История философии
I:
S: Поворот к антропологической проблематике в античной философии осуществил
-: Сократ;
-: Фалес;
-: Платон;
-: Эпикур.
I:
S: Автор трактата «О душе»
-: Платон;
-: Пифагор;
-: Сократ;
-: Аристотель.
I:
S: Основатель милетской школы
-: Парменид;
-: Гесиод;
-: Гераклит;
-: Фалес.
I:
S: Сущность мира (архе), по Фалесу, составляет
-: четыре элемента;
-: атомы;
-: боги;
-: вода.
I:
S: Мельчайшие неделимые единицы бытия в философии Демокрита
-: гомеомерии;
-: монады;
-: атомы.
I:
S: Автор утверждения «Все сущее есть число»
-: Парменид;
-: Зенон;
-:Пифагор;
-: Гераклит.
I:
S: Тезис «человек – мера всех вещей» выдвинули
-: киники;
-: перипатетики;
-: неоплатоники;
-:софисты;
-: стоики.
I:
Q: Расположите античные философские школы в порядке их возникновения
пифагореизм;
1.Платоновская Академия;
2.Ликей Аристотеля;
3.римский стоицизм;
4. неоплатонизм.
(нумерация такая, какая должна быть, независимо от того порядка, который будет в конкретном тесте)
I:
S: Автор знаменитого изречения: «Человек – мера всех вещей»
-: Сократ;
-:Протагор;
-:Платон;
-:Аристотель.
I:
S: Представители милетской школы в античной философии
-:Анаксимен;
-:Анаксимандр;
-:Фалес;
-:Парменид;
-:Пифагор;
-:Зенон.
I:
S: Представители элейской школы в античной философии
-:Парменид;
-:Зенон;
-:Пифагор;
-:Фалес;
-:Анаксимен.
I:
S: Установите соответствие философа и выдвинутой им идеи
Платон;
Аристотель;
Плотин;
Демокрит;
Анаксагор;
идея, эйдос
единство материи и формы
атомы
гомеомерии
Единое
Ответ:
Платон - идея, эйдос;
Аристотель - единство материи и формы;
Плотин - Единое;
Демокрит - атомы;
Анаксагор - гомеомерии.
I:
S: Философ, полагавший, что познание – это воспоминание душой тех идей, с которыми душа встречалась и которые она познала в то время, когда она еще свободно существовала в царстве идей-эйдосов
-: Кант
-: Аристотель
-: Платон
-: Сенека
I:
S: Философ, сформулировавший основные законы и формы логического мышления:
-: Пифагор
-: Аристотель
-: Эпикур
-: Диоген
I:
S: Античный философ, первым обосновавший принцип этического рационализма
-:Демокрит;
-:Сократ;
-:Эмпедокл;
-:Платон.
I:
S: Учение софистов носит характер
-: теоцентристский
-: релятивистский
-: альтруистический
-: дуалистический
I:
S: Философская школа античности, представители которой полагали: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все… отдаться воле законов природы
-: Милетская школа
-: Эпикурейцы
-: Стоики
-: Киники
I:
S: Древнекитайский философ, который считается основателем даосизма
-:Конфуций;
-:Мо-цзы;
-: Гуань Инь
-:Лао-цзы.
I:
S: Философская школа Древнего Китая, которая разрабатывала концепцию деспотического управления государством и «почтения к закону»?
-: даосизм;
-: конфуцианство;
-: буддизм;
-: легизм.
I:
S: «Веды» - это
-: одно из главных философских понятий древней Индии;
-: мощная и влиятельная религиозно-философская система в Древней Индии;
-: магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия;
-: древнейшие письменные памятники индийской культуры (конец 2-го – начало 1-го тыс. до н.э.)
I:
S: Древнеиндийские сакральные тексты, содержащие исходные идеи индийской философии
-: шудры;
-: сансара;
-: веданта;
-: Веды.
I:
S: Школа древнеиндийской философии, которая относится к ортодоксальным школам
-: локаята;
-: джайнизм;
-: буддизм;
-: йога.
(для общего развития, хотя этого и нет в программе: ортодоксальные школы – те, которые основываются на Ведах. Всего их шесть - миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика)
I:
S: Философская школа, которая относится к неортодоксальным школам
-: миманса;
-: йога;
-: веданта;
-: буддизм.
(для общего развития, хотя этого и нет в программе: неортодоксальные школы – те, которые не основываются на Ведах. Всего их три - материалистическая (чарвака или локаята), буддийская и джайнская.)
I:
S: Основной философский трактат конфуцианства
-: Дао-дэ-цзин
-: Лунь-юй
-: Упанишады
-: Цзюнь-цзы
I:
S: Автор изречения (в книге «Лунь юй») «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном»
-: Гуань Чжун;
-: Мо-цзы;
-: Лао-цзы;
-: Конфуций.
I:
S: Высказывание «Страдание – общий удел мира, причина его – желания, страсти, привязанности; конец страдания – в Нирване; существует путь достижения Нирваны» относится к религиозно – философскому учению
-: конфуцианства;
-:буддизма;
-: иудаизма.
I:
S: Установите соответствие между терминами индийской философии и их содержанием
карма;
сансара;
брахман;
атман;
закон, определяющий характер нового воплощения;
перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы;
космическое духовное начало;
индивидуальное духовное начало.
Ответ: