Принцип глобального эволюционизма
Глобальный эволюционизм – это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционизирующей системой. В современной философии глобальному эволюционизму отведено одно из центральных мест. Концепция глобального эволюционизма сформировалась в 80-е гг. ХХ в. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на закономерностях Вселенной, он отличается универсальностью и огромным интегративным потенциалом.
Глобальный эволюционизм характеризуется часто как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Это действительно так. Но этот подход не исчерпывает содержания данного принципа. Необходимо учесть, что сам эволюционный принцип в ХХ ст. приобрел новые черты, отличающие его от классического эволюционизма XIX в., который описывал скорее феноменологию развития, нежели системные характеристики развивающихся объектов.
Возникновение в 40–50-х гг. ХХ ст. общей теории систем и становление системногоподхода внесли принципиально новое содержание в концепцию эволюционизма. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристичной прежде всего в рамках биологической науки, где она привела к разработке проблемы структурных уровней организации живой материи, анализу различного рода связей как в рамках определенной системы, так и между системами разной степени сложности. Глобальный эволюционизм следует рассматривать как соединение идеи развития с идеями системного подхода. В этом отношении универсальный эволюционизм не только распространяет развитие на все сферы бытия (устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), но и преодолевает ограниченность феноменологического описания развития, связывая также описание с идеями и методами системного анализа. Идеи глобального эволюционизма благодаря системному подходу получили обоснование в современной науке и только после этого стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественные дисциплины, но определенную роль в его утверждении сыграли: теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной Вселенной и синергетика.
Концептуальный аппарат биологии традиционно играл особую роль в разработке эволюционных идей. Уже в классический период осуществлялось тесное взаимодействие теории биологической эволюции с геологией и зарождающимися социальными науками. Применение в биологии ХХ в. Идей кибернетики и теории систем стимулировало процессы синтеза эволюционных представлений и системного подхода, что явилось существенным вкладом в разработку методологии глобального эволюционизма.
В 20-х гг. ХХ ст. в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения, связанное с именем В.И. Вернадского, которое называют учением об эволюции биосферы и ноосферы. Это, бесспорно, следует рассматривать как один из существенных факторов естественнонаучного обоснования принципа глобального эволюционизма.
В концепции В.И. Вернадского жизнь представала как целостный эволюционный процесс, включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию. Своим учением о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский фактически продемонстрировал неразрывную связь планетарных и космических процессов. Сила разума, писал он, позволяет ему выйти за пределы своей планеты, тем более что биосфера в настоящее время получает новое понимание: она рассматривается как планетное явление космического характера. Эволюционная теория и созданная на ее основе концепция биосферы и ноосферы вносят существенный вклад в обоснование идеи универсальной взаимосвязанности всех процессов и демонстрируют необратимый характер эволюционного развития, четко обозначая в них фактор времени.
Наряду с эволюционной теорией существенную роль в обоснование глобального эволюционизма внесла концепция расширяющейся и раздувающейся Вселенной. Эта концепция вводила следующие представления о космической эволюции: примерно 15–20 млрд лет назад из точки сингулярности в результате Большого взрыва началось расширение Вселенной, которая вначале была горячей и очень плотной. Но по мере расширения, охлаждалась, а вещество во Вселенной
по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние в свою очередь разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходило синтезирование тяжелых элементов. После превращения звезд в красные гиганты они выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых структурах. Из газово-пылевых облаков образовались новые звезды и возникло многообразие космических тел. Модель расширяющейся Вселенной существенно трансформировала представления омире, ибо включала в научную картину мираидею космической эволюции. Тем самым возникла реальная возможность описать в терминах эволюции неорганический мир, обнаруживая общие эволюционные характеристики различных уровней его организации ив конечном счете построить на этих основаниях целостную картину мира.
В середине ХХ ст. идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это связано с возникновением концепции раздувающейся Вселенной, в рамках которой предпринимались попытки охарактеризовать наиболее загадочный этап развития Вселенной, охватывающий промежуток времени от нуля условного момента «Большого взрыва» – досотых долей секунды.
В результате развития концепции раздувающейся Вселенной претерпел изменение взглядна нее как на нечто однородное и изотропное,и возникло представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Новая теория позволяла рассматривать наблюдаемую Вселенную лишь в качествемалой части Универсума как целого, а это значит, что вполне правомерно предположить существование достаточно большого количества эволюционирующих Вселенных. Все эти научные результаты, полученные современной космологией, дают
основание рассматривать их как один из факторов утверждения идеи глобального эволюционизма в современной картине мира. Важная роль в обосновании идей глобального эволюционизма принадлежит синергетике.
Синергетика является не только инструментарием построения единой общенаучной картины мира, но и теорией самоорганизации, методологией исследования нелинейных процессов, открытых саморазвивающихся систем. Синергетика, по мнению ее основоположника Г.Хакена, занимается изучением систем, состоящих из большого количества частей, взаимодействующих между собой. Ее специфической особенностью является то, что она уделяет основное внимание когерентному, согласованному состоянию процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин «синергетика» означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого. Казалось бы, что с понятием «синергетика» все ясно, но до сих пор не утихают споры о статусе этого знания. Что это: научная теория? Тогда какая именно: физическая, химическая, биологическая? Было высказано мнение, что синергетика – мировоззрение или особым образом «мировоззренчески нагруженное знание». В то же время синергетику с самого начала отнесли в разряд междисциплинарного знания, подобно ранее возникшим междисциплинарным отраслям: информатике, кибернетике, общей теории систем. Но в синергетике речь идет уже не о системах как таковых, а о процессе структурирования. Можно сказать, что в отличие от ОТС синергетика изучает системы не в статике, а в динамике. Принимая эстафету у кибернетики, объектом которой выступали лишь искусственные и живые системы, синергетика выявляет процессы самоорганизации и в неживой природе. Для обоснования принципа глобального эволюционизма это имеет чрезвычайно важное значение.
Область явлений, находящаяся в поле внимания синергетики, – диссипативные структуры. Диссипативными называют открытые нелинейные системы, находящиеся в состоянии динамического равновесия. Примером диссипативных систем являются живые организмы. Они поддерживают динамическое равновесие, которое в биологии называют состоянием гомеостазиса, за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Важнейшая характеристика диссипативных систем – открытость. Это свойство является необходимым признаком всех развивающихся систем. Обмен веществом и энергией осуществляют не только биологические, но и геологические и астрономические системы.
Для живых организмов обмен веществ – это способ существования. Благодаря открытостибиологических систем в них происходит увеличение упорядоченности. Как писал Э. Шредингер, живые организмы «концентрируют на себе поток порядка», «пьют упорядоченность». Какую же роль играет открытость как общее, универсальное свойство неживых систем, насколько оно необходимо? Ответа на этот вопрос не было до 70-х гг. ХХ ст. Еще в конце XIX в. сам подход к поиску общего начала между живым и неживым казался странным. В современной науке благодаря синергетике стало возможно решение этой проблемы. Брюссельской школой, возглавляемой И. Пригожиным, показано, что в равновесных состояниях или в состояниях, близких к равновесию, развитие системы невозможно. Удаляясь от равновесия, термодинамические системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться особым законам. Такие системы несут в себе «стрелу времени» и являются источником порядка, порождая высокие уровни организации. Эвристическую ценность имеют идеи о том, что «стрела времени» проявляется в сочетании со случайностью, когда случайные процессы могут породить переход от одного уровня самоорганизации к другому, радикальным образом изменяя систему.
Таким образом, благодаря синергетике осуществлен переход от неэволюционной парадигмы классической физики, где время имело обратимый характер и рассматривалось как несущественный момент, к обоснованию принципа глобального эволюционизма, признающего единство и изменчивость во времени как живого, так и неживого материального мира. Именно это позволило И. Пригожину рассматривать современное состояние науки как переходное, отмеченное стиранием жесткой грани между живым и неживым, введением в физику и химию элемента истории.
Эвристический потенциал глобального эволюционизма заключается в том, что он позволяет выстроить новую картину мира. Он задает универсальность эволюционного видения мира, создает возможность не только для рассмотрения во взаимосвязи живой и социальной материи, но и для включения неорганической материи в целостный контекст развивающегося мира.
Эвристический потенциал позволяет установить движение единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Он позволяет рассматривать человека как объект космической эволюции, закономерно возникшей на определенном этапе функционирования Вселенной. Глобальный эволюционизм может быть представлен как базисный принцип современной научной картины мира. Он все чаще рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на основе этого принципа весь мир, его бытие осмысливаются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.