Основные проблемы – проблема активности, целеполагания и деятельности субъекта по отношению к объекту; проблема практики.
Практика – материально-предметная деятельность субъекта, в результате которой происходит изменение объекта.
Виды практики: материальная, социальная, научная.
Два основных подхода к роли практики:
Созерцательный: объект воздействует на субъект, который пассивно отражает мир.
Деятельностный:предполагает активное воздействие субъекта на объект.
5. Аксиология – учение о ценностях,их природе, структуре и месте в реальном бытии, определение системы ценностей и их приоритетов в отношениях субъекта и объекта.
Ценности – жизненно значимые для человека феномены, выступающие для него ориентиром и организующие его жизнь и деятельность.Аксиология выдвигает и обосновывает различный набор ценностей, от иерархии которых зависит мировоззрение личности и жизненная программа ее действий
Виды ценностей: витальные, материальные, духовные
Основные ценности: Бог, Человек, Природа, Жизнь, Здоровье…
Продолжите этот ряд!
6. Философская антропология – учение о человеке
Основные проблемы связаны с выявлением места и роли субъекта в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
Проблема человека – важнейшая проблема большинства течений философии ХХ-XXI вв., отводящих центральное место изучению не мира – объекта, а человеку – субъекту (экзистенциализм, персонализм, неофрейдизм и др.).
7. Социальная философия – учение об обществе
Основная проблема – исследование специфических особенностей бытия общества как совокупной субъект-объектной реальности. Социальная философия анализирует динамику и перспективы развития общества, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Предназначение и функции философии.
Философия в системе культуры
Основные функции философии – мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция философии ориентирована на:
– отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания;
– решение мировоззренческих вопросов в качестве теоретической основы осознанного формирования мировоззрения.
Мировоззренческая функция философии проявляется в ряде таких аспектов (подфункций), как:
· онтологический;
· гносеологический – познание мира и человека;
· гуманистический – обоснование ценности жизни, человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод;
· ценностный (аксиологический) –осмысление и обоснование значимости духовных ценностей для человека и общества;
· социально-исторический;
· эстетический –изучение законов Красоты и восприятия ее человеком;
· культуро-транслирующий – обобщение и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества;
· практический – выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
Методологическая функция философии нацелена на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности.Философия предоставляет возможность получения нового знания или достижения практических целей с помощью общеметодологических принципов и идей. Философия позволяет:
– осмыслить и осознать предельные основания бытия и мышления, универсалий человеческой культуры в целом;
– критически подойти к анализу самого знания, к содержанию научного знания, методам познания.
Вопросы и упражнения
1. Что сближает и что отличает философию и мировоззрение?
2. Является ли философия наукой?
3. Древнегреческий философ Эпикур говорил своим ученикам: «Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией». Какой вопрос задали бы Вы Эпикуру на месте его учеников? Как бы Вы ответили на него, будь Вы Эпикуром?
4. «Изумление, сомнение, вопрошание - вот три источника, которые питают философию», – утверждал философ М. Хайдеггер. Каким образом, на Ваш взгляд, действуют эти источники?
5. «Культура ума есть философия», – считал Цицерон. Что это значит? Какую роль играет философия в формировании культуры мышления?
6. Немецкий философ И. Кант сформулировал четыре вопроса, имеющих, по его убеждению, принципиальное значение: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Почему Кант считал их основными вопросами, и какое отношение человека к миру они отражают?
7. Для чего человеку нужна философия? Аргументируйте Ваш ответ.
8. При каких условиях общественной и личной жизни философия может стать лишней?
9. «Философия – «квинтэссенция эпохи». Что это значит?
10. Философия тесно связана с наукой, искусством, моралью, религией. Какие аспекты их взаимодействия Вы можете назвать? В чем Вы усматриваете их сходство и различия с философией?
11. Выберите правильные ответы из следующих суждений:
11.1. Представление о мире и месте человека в нем называют:
а) наукой; б) философией; в) мировоззрением; г) менталитетом
11.2. На самой ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира были:
а) мифология; б) религия; в) философия
11.3. Назовите основные характеристики мифологического сознания:
а) фантазия; б) синкретизм; в) научность; г) систематизированность; д) образность;
е) объективность.
РАЗДЕЛ 2. Основные проблемы современной философии
Тема 2. Философия бытия
Вопросы
1.Философская онтология, ее проблемы и направления. Материализм и идеализм.
2. Бытие и небытие, их взаимосвязь.
3. Основные виды и формы бытия.
4. Бытие объективной реальности. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
5. Движение и развитие как атрибуты бытия. Основные формы движения. Движение и покой.
6. Пространственно-временная организация бытия.
7. Диалектика как философская теория развития. Основные принципы и категории диалектики.
8. Основные законы диалектики. Две концепции развития.
9. Диалектика, принцип глобального эволюционизма и синергетика.
Ключевые понятия: метафизика, онтология, бытие, субстанция, атрибут, материя, движение, развитие, пространство, время, перцептуальное и концептуальное пространство и время, биологическое и социальное пространство и время, реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени, диалектика и метафизика, объективная и субъективная диалектика, принципы, законы и категории диалектики