Катехизис степени Мастера Египетской ложи
– Откуда ты следуешь?
– Из внутренней палаты Храма.
– Что узрел ты во Храме?
– Голубя, прекрасного и прелюбезного, возлюбленного Господом Богом, преярко озаренное святилище, табель, чудными аллегориями расписанную, коия открыла мне все тайны природные, а также звезду, над сердцем каждого Мастера сияющую.
– Какова собой сия звезда?
– Сия есть прекрасная Роза, двумя девизами окруженная, один – «Верую в Розу», и другой – «Первичная материя».
– Каков сей звезды смысл?
– Она есть эмблема первичной и драгоценной материи, коию поминают постоянно в бумагах преславного Ордена нашего, и во всем учении его, а также коия обретается во всякого истинного Избранника руках.
– Кто таков Голубь и в чем служба его?
– Служба его в том, чтоб быть истинным посредственником меж ангелами Господними и Избранниками, дабы возвещать последним волю Божию и сим убеждать их в истинном бытии и великой силе Творца нашего.
– Что узрел ты в святилище?
– Святое Имя Господне в средине Пламенеющей Звезды.
– Изъясни же мне табель: что, к примеру, значит Феникс?
– То он значит, что всякий истинный франкмасон из пепла возродится, что как птица сия, по своей воле и по нужде своей, способен он себя обновить и омолодить, яко сказано «renovabitur plumas meas»[157].
– Что ж значат Время и тот Мастер, кто ему крылья подрезает?
– Ежели всякий истинный и вольный каменщик крылья Времени отсекает, сим обретает он жизнь вечную.
– Что значат обломки всяческих смертных орудий, вокруг разбросанные?
– То значат, что ежели обретет масон в должной степени власть и силу, смерть ему более не будет страшна.
– Что значат песочные часы?
– То значат, что для человека бессмертного нет нужды в мере времени.
– Что значит вид внутренности храмовой?
– Сие есть наивысшая мудрость.
– Точно ли ты в сем уверен?
– Да, ибо в том порукою мне часть силы, ранее Господом, по несказанной милости Его, преславному Основателю нашему дарованной, а от него – мне переданной, коией силою сподобился я вернуть к жизни того человека, кто вовсе пропал было.
– Что делал ты в Храме?
– Воссылал хвалу Господу и исполнял свой долг, нашим Основателем мне предписанный.
– Что сей за долг?
– Долг сей самый духовный и в том лишь состоящий, чтоб обрести право вникнуть в Храм Господень и тако там поступать, яко Соломон поступал пред лицем народа своего, когда освящал он Храм, Предвечному воздвигнутый.
– Что узрел ты в средине Храма Соломонова?
– Истинную Скинию, престол упокоения невинности. При звуках воззвания к Нему явил Предвечный силу Свою и освятил место сие явлением ангелов Своих, архангелов Своих, серафимов и херувимов Своих.
– Как исполнил Соломон долг свой?
– Он снизошел с престола своего и наложил руку свою, персты расставя, на главу Голубю, и потом ударял священным его мечом, сим принося верную жертву Всевышнему Богу. Затем привнес он ее в Скинию и там предложил пред Богом, и вознес молитвы свои, и призывал к себе вышние силы ясным языком, коий все вокруг понимали. И столь совершен был он в вере своей и в усердии своем, что явлено было верное свидетельство милости Божией к людям.
– Верно ли, что тако же поступал Великий Мастер наш от веку?
– Верно, и с той поры все делаем по слову и по заповеди его, и с превеликим успехом, труды наши неизменно венчающим; однако же неукоснительно потребно для сего блюсти все предписания и наставления его неизменными и в точности исполняемыми, ибо коли не так, велика будет опасность тот исход призвать, что воспоследовал по смерти соломоновой для всех служителей Храма Иерусалимского. Сии служители, труды свои и мысли сложа, возвели тогда башню во городе Вавилоне, неправедности при том творя без числа и строя без разумения, впадая в расколы и идолопоклонство, и исполнилось тогда сердце человеческое гордыней, за коию гордыню кары несет человек и доныне, в сих плачевных обстоятельствах в мире обретаясь.
– Каков смысл в пентагоне бумажном, в ложе обретающемся?
– Сей пятиугольник есть плод великого делания и нравственного возрождения по истечении сорока дней, коие истинный Избранник в уединении проводит. Тогда разделит он двадцать и четыре часа дней своих тако: шесть часов отведет на отдых и размышления; три часа – на молитву и приношение жертв Предвечному; трижды по три часа, всего девять – на дела священные; оставшиеся шесть часов отдаст на дружеское общение и восстановление сил телесных и нравственных, иначе растраченных.
– Кого воплощает сей пентагон?
– Еноха, Илию и Моисея, кого мы хорошо знаем; из них последний вывел народ Израиля из земли Египетской и долго вел его в пустыне чрез тяготы и беды, с собою неся некоторые священные вещи, избранные по гласу ангелов Господних, коие затем вознес он на гору Синайскую. Там пребывал он в уединении сорок дней, и там сотворил он сей священный пентагон, а на нем вырезал имена и знаки семерых Архангелов, а также священные письмена, данные ему от Господа; и когда взошел Моисей на гору сию, приказал Аарону у подножья горнего пребывать и ход неусыпно хранить, дабы народ Израильский любопытства или гордыни ради вослед за ним на сию гору не взошел. Оттуда принес он сей священный пентагон яко знак силы Предвечного, дабы познал народ его Истину и силу Божию, человекам переданную. Есть и других много людей, избранных от Бога и от Моисея, о ком тебе сообщить бы хотел, однако не более могу сказать тебе, как «qui potest capere capiat»[158], и более ничего сделать не остается.
– Что значат слова твои, что ничего более сделать не остается?
– Ежели овладел человек священным пентагоном, нет ему более нужды ни в треугольном камне, ни в умении обращать камни в хлебы, ибо имеет он заверение в том, что истинно обретет бессмертие и наречется «ego sum qui sum»[159].
– Как же используют братья шесть часов, на размышления и отдохновение отведенные?
– Каждый Избранник в сие время себя утешает по своему усмотрению; размышляет ли уединенно, освежает ли себя телесно посредством сна, утишает ли умственную работу свою, – ибо всяк труд в сии часы да прерван будет.
– Что ж станут делать в три часа, жертвованию посвященные во славу Предвечного?
– Кто молится, кто жертвы приносит, кто очищает себя телесно и нравственно от всякой нечистоты. По катехизису ученическому знаем, что молитва для сего потребна, яко же и священные призывания архангелов, и прошение их о ниспослании знания истинных слов и знаков, Царственному Искусству присущих.
– Како употребляют трижды по три, всего девять часов, на священные труда отведенные?
– Сии девять часов, на три части разделенные, для того служат, чтоб им изготовить девственной бумаги и прочих предметов, коие освящены быть должны в эти дни, дабы затем предложить их на тридцать и третий день в особо к тому великому случаю возведенной храмине.
– На что употребляют последние шесть часов?
– На отдых отведены сии часы; на разговоры, на приуготовление по древнему обычаю различных цветов, во всякий день потребных, на нужд своих удовлетворение и исполнение обязательств своих пред людьми.
– Какое же место избирают братья для сего важного уединения?
– Для сего избирают они наивысшую в своих местах гору, или же, буде нет таковой, иное возвышенное место, никем не населенное и от глаз профанных сокровенное, и на сем месте чтоб возведена была беседка сообразных пропорций и видом своим удобная. Никто не должен знать день, когда брат место сие оставит. А пред тем, как на гору взойти, повинен он всякие важные изделия заранее приуготовить и вместе собрать, сиречь орудия Моисеева Искусства, приборы, наряды и приспособления.
– Что сии за орудия Искусства Моисеева?
– Сии суть разные вещи, например, церемониальные облачения и прочие. Облачения же надобно сшить из желтого шелку, ибо сие важно и нужно, ибо так гласят наставления руководителей наших, как надлежит освящать беседку сию и орудия искусства своего.
– Как зовут братья беседку сию?
– Сионом, дабы по сему памятовать вечно, что было то на горе Сионской, что открыл Себя Господь человекам.
– Дай же мне, прошу, описание сей беседки и ее измерения.
– Сия беседка есть куща, для сей лишь единой цели возводимая и по достижении цели немедля разрушаемая. Высотой же она в три яруса. В третьем ярусе заложи палату совершенную, квадратную, по осьмнадцать футов высотой, шириной и длиной. В каждой стене, в средине ее, соделай по одному окну видом как яйцо, длиною четыре фута и три фута шириной. Дверь в сию палату одна и устроена так, чтоб лишь один человек мог открыть ее или закрыть по своему рассуждению.
Во втором ярусе сделай другую палату, совсем без окон, в виде совершенного круга, и такого размера, дабы в себя вместить тринадцать кроватей, дабы на них спать двенадцати Избранникам и руководителю их. В средине ее установи лампаду, и те лишь другие предметы внеси, без коих жить невозможно. Когда сметешь третью палату, вторая наречется Араратом, дабы памятовал ты вечно об упокоении Ноева Ковчега на горе Араратской и о том, что сие есть участь всех Избранников Господних.
Первый же ярус устрой такого размера, чтоб в нем обставить трапезную, по краям же в ней три шкафа, из коих в двух храни снедь и все прочее, что к ней потребно, в третьем же храни утварь, посуду и все те орудия, коие для отдохновения надобны. Кущу сию установи непременно в том месте, где есть теклая вода, ибо коли в нее взойдут братья твои, никто из нее не выйдет, доколе не пройдут сорок дней.
– На что надобно столь великое предприятие?
– На то, дабы душа твоя возвысилась, сердце твое исполнилось любви к Предвечному, и знание удвоилось, ранее обретенное превеликим Основателем нашим посредством последнего таинства его, коие счел он нужным тебе открыть.
По истечении тридцать и третьего дня, и после – в сороковину, дарует Всевышний Бог Избранникам Своим невыразимое благоволение Свое чрез семерых архангелов – печати и знаки сих бессмертных существ, каждым из них начертанные на девственной бумаге. Когда будет делание сие завершено и сделано совершенным, тот человек, кто ежели обретет радость поименован быть средь Избранников, достигнет вершин славы и счастия. Станет он Мастером и начальником над всеми работниками, и более ни в какой помощи ни от единого смертного николи не станет нуждаться. Душа его исполнится Божественного Огня, тело его уподобится телу невинного младенца, все чувства его превзойдут мыслимые границы, силы его так же неизмеримо возрастут, и станет провозвестником Истины во всем мире и наконец обретет совершенное Знание самого высшего рода о добре и о зле, о прошлом, о нынешнем и о всем будущем. Избранник, сие уединение претерпевший, под конец обретает в нем священный и преславный пентагон, семью печатями украшенный и семью знаками семерых архангелов, сиречь первых и начальных ангелов Господних. Также получит он вдобавок еще семь пентагонов, коие повинен тем семерым персонам отдать, кого почитает близкими своими и в ком зрит интерес, безразлично мужам или женам. В сих семи пентагонах на девственной же бумаге будут изображены знак и печать по одному от тех семи ангелов. Однако пока Избранник имеет способность общаться и говорить со всеми семерыми первичными ангелами, обладатель такого вторичного пентагона ни с кем общаться и говорить не сможет, кроме одного лишь того ангела, чьи печать и знак на пентагоне его начертаны.
Каждый из сих семерых станет во всем пользоваться великим своим отличием и силою своею, и станет Мастером и начальником над семью архангелами и всеми их воинствами, за одним лишь запретом и ограничением, о коием речь велась в первом катехизисе, где сказано о предмете трех философий. Совершенный Избранник применяет первичную силу, однако же не повелевает существами бессмертными иначе как Именем Господним; тот же, кому отдал он вторичный пентагон, лишь вторичною силой призывать существ способен, и силе той многие положены границы, и то лишь способен он силу ту применить лишь именем Мастера своего, а в сей силе не может он быть совершенно уверен, и в своей силе тако же, и о всем сем писано в катехизисе ученическом.
– Дабы тебе доброту добром же увенчать, поведай мне, молю, како достигну я возрождения телесного.
– Лишь таким уединением на сорок дней, как я сейчас поведал тебе, и так поступая, надобно взять с собою друзей и повиноваться в строгости велениями Основателя нашего, и взять с собою три щепоти, или три зерна сублимированной первичной материи, и сим свершите совершенное возрождение.
– Что из того сделается?
– Тогда исчезнет ветхий человек, и новый далее в жизнь пойдет. Сие возрождение совершенно его обновит, и будет молод и здрав еще пятьдесят лет, как в начале времен даровал ему Господь.
– Были ли тому ранее достойные примеры?
– Беспременно, и в Писании прочтем мы о Моисее, ибо по удалении своем на гору Синайскую на срок в сорок дней, где создался ему священный пентагон, возвернулся он к народу своему, и вновь взошел на гору на сорок дней и сорок еще ночей. В Писании же прочтем, что когда возвернулся Моисей вдругорядь с горы Синайской, был лик его исполнен неземным сиянием так, что не можно было народу смотреть на него, и он накрыл голову плащом. В сей загадке великое сокрыто таинство, и суть его в том, что во время второго уединения своего сокрылся там Моисей со другом своим Гуром для обновления телесного, и когда возвернулся, так переменилось лице его, омолодясь, что опасался открыть чудо сие народу своему и сокрылся от него. Более, как знаем из Писании, николи не говорил с народом он своим, кроме как лице накрыв плащом.
Мемуар графа Калиостро
Подлинный текст послания графа Калиостро французскому парламенту с предисловием в виде статьи из «The Builder Magazine», посвященной этому историческому документу. Впервые публикуется полностью, на русском языке в переводе с оригинального издания 1786 г.