Творческий путь Оскара Уайлда.
Поэт произвед, вошедшие в сборник «Стих-я»(1881) были написаны в духе эстетской поэзии конца века. Продолжает традиции Россети и прерафаэлитов. Элементы эстетизированного христианства и эллинизма. Обращ к забытым жанрам:серенаде,вилланели,канцоне. Сказывается влияние группы «Парнас»,Готье, мир как эстетический феномен. Герой-беспристрастный наблюдатель, воспринимает природу как декорацию.Поэт избегает всякого столкновения с действ. Насыщает стихи историч,мифолог и литерат аллюзиями. В ряде стих-ий стремится соед поэтику парнасцев с худ открытиями французских символистов(Утреннее впечатление,Силуэты,Луна ушла). Выступает как приверженец теории «искусства для искусства». Защищает идею независимости творчества от реальной жизни(в искусстве нет никаких целей,кроме собственного совершенства).Свои философ-эстетич взгляды разрабатывал в трактатах Упадок искусства лжи, Кисть,перо,отрава, Критик как художник, Истина масок,потом объединил в книгу «Замыслы». Идея «чистого искусства» реализ как представление о первичности искусства. Даже приходит к парадоксальному выводу:природа подражает искусству. По его мнению, индивидуальности свойственна созерцательность,способность прежде всего быть, а не делать-эстетическое отчуждение от реальности. 1891 тракта «Душа чела при социализме»-социализм приведет к отмене частной собственности, нивелирует чел индивидуальность. Первые прозаические опыты-рассказы вошедшие в сборник «Преступления лорда Артура Сэвиля и др рассказы». Намеренный разрыв автора с бытовым реализмом,вводит фигуру повествователя,дистанцируется от него,делая его позицию и речь объектом иронии. Подвергает текст своеобразному анализу.Разрушает стилистич целостность либо ирон комментами, либо включением стилистич чуждого способа повест. Выходит сборник сказок «Счастливый принц и др сказки»,опирался на традиц Андерсена и его опыт романтич сказки. Причина выбора жанра-старался уйти от средств реалистичной прозы(обобщить проблемы эпохи,не копируя действ.)Второй сборник «Гранатовый домик»-усил условность изображаемого,символы,аллегории,углубляется символич план сказок,имитация библейского стиля,избегает простоты языка. Портрет...Тематически с ним связана пьеса «Саломея»-действие из реально-бытового в символич,медленное развитие соб-ий.Тюрем исповедь «De profundis».Автобиографично,переосмысл свою жизнь и творчество.
Портрет Дориана Грея.
Стремится избегать канонов реализма. Пространственные границы действия сужены,соц фон практически отсутствует,осн соб-ия разворач в аристократич салонах,особняках,как бы изолированных от внешнего мира. Интерес на эволюцию сознания центр героя. Каждый диалог украшен парадоксами. Сюжетная интрига весьма традиционна.ОУ переосмысливает мотив сделки с дьяволом и мотив двойничества в рамках собственной проблематики,связанной с идеями эстетизма.Предисловие в форме афористических парадоксов-мысли автора об искусстве(«всякое искусство совершенно бесполезно»).Подлинная индивидуальность сопряжена с самоотречением, с отказом от обыденного «Я». Художник Бэзил Холлуорд в своем друге ДГ постигает земной облик красоты, в портрете запечатлевает свою сущность,индивидуальность.Сам ДГ в романе-воплощение античного идеала красоты.Чувственная красота эгоистична.Рождает в ДГ тайные желания-стремление,жажду бессмертия,желание сохранить собственную красоту.Генри развращает героясвоей украшенной парадоксами философией,проповедует эстетские принципы отн-ия к жизни,культ красоты,философию наслаждения,кот называет «новым гедонизмом». Идеи в его изложении выглядат поверхностными,доведенными до абсурда логич схемами. Уайльд проводит гл тему-эгоизм красоты становится губительным для всех,кто соприкас. Сибила Вейн привлекает героя как эстетический феномен(воплощение искусственной красоты), ДГ принимает интерес зрителя за естественной чувсвто. На примере Сибилы автор проводит эстет концепцию разделенности искусстваи естественной жизни(реальные чувства,обыд жизнь проник в искусство и разрушают его целостность.
В финале герой пытается разорвать порочный круг,попытка покаяния проваливается.
Творческий путь Шатобреана
Увлекается идеями просветителей,Вольтера,Руссо. Учение о счастливом добродетельном дикаре, «естественном человеке»,живущем на лоне природы. Убежден в превосходстве дикаря над цивилизованным челом,а «естественной» морали-над религией.В Лондоне пишет статью «Опыт о рев-ции»-события фр рев-следствие пороков старого режима, но рев не нужны,приносят лишь страдания,на смену деспотам приходят еще более худшие деспоты. Рев во Вр не случайна-явление историч закономерности.Вся история человечества-история бедствий. Исследует причины рев. Человек-беспокойное сущ,разложение христианства,кот началось давно. Пестрая беспорядочная смесь наивных размышлений, рассуждает о невозможности прогресса, одиночестве. Духовный кризис,обращ к религии. 1802 «Гений христианства или красота христ.религ»-изложение догм,нрав постулатов,религ обрядов. Источник вдохновения для искусства. Из всех религий-самая человечная,вечная,чел будет вознагражден за мучения, поэтому нужно примириться со злом на земле.Идеал только в потустороннем мире.Вступает на путь примирения со старым слоем.В 1805 году под одной обложкой повести-Любовь двух дикарей или Атала, Рене или Следствия страстей. Объединены героями-старик Шактас,молодой француз Рене.1 повесть: Атала-наполовину индианка,что предопределяет судьбу. Наход на грани двух состояний-естественного и цивилиз чела. Христианка по желанию матери, воспринимает лишь как запрет следовать своим естественным чувствам.Любовь к Шактасу-неразрешимый трагич конфликт. Жизнь индейцев-дикое, не идеализированное сущ, путь же к цивилиз обществу лежит через приобщение чела к религии. Шактас принимает христианство и попадает в Европу,приобретает элементы цивилиз(полож),сохран природные корни. +живописание природы.Силы природы не редко выступают как враждебные,чел слаб и осознание этой слабости должно побудить обратиться к Богу. Эпопея «Мученики или Торжество христианской религии»-поэма в прозе о зарождении христианства, столкновении с язычеством и т. п. Легитимист-сторонник законной власти-Бурбонов. Памфлеты- «О Бонапарте», «О конституционной монархии».Последнее- «Замогильные записки».