Творческий путь. Эмиль Золя.
С середины 60-х годов начинает писать-ранние произвед «Сказки Нинон», «Исповедь Клода», «Марсельские тайны». Влияние на формир взглядов и твор Золя оказали теории Тэна. Создает натуралистические романы:«Мадлен Фера», «Тереза Ракен»(роман- «клинический анализ угрызений совести, хотел доказ, что психолог чела-не отдельно взятая «жизнь души», а сумма многообраз взаимодейст факторов:наследственность, окруж среда,физ реакция,инстинкты, заменяет термин «хар-р»на «темперамент, историч момент отсутствует, конфликт развив почти в замкнутом пространстве,создается не столько по законам жанра,а научного эксперимента. Исходный материал-натура Терезы, условия эксперимента-окруж обстановка,среда и хар-р должны вступить в конфликт,детальная фиксация того,что происходит с героями после убийства). К концу 60-х складывается стройная эстет система, в ее основе-детерминизм.Цель искусства-анализ современ общества,лит-ра должна подсказать методы воздействия на действительность. «Клинический анализ»-принципы полно сформул в «Экспериментальном романе». Цикл «Ругон-Маккары»(20 романов)-естественная и соц история одной семьи в эпоху Второй Империи. Формула иллюст теорию Тэна о трех факторах(раса,среда,момент). 2 группы романов:1) Добыча, Чрево Парижа-объединены идеей добычи, кот делят победители. Лейтмотив жадности,жестокости, золота,крови. 2)Западня,Нана,Жерминаль,Творчество:лейтмотив-прближающаяся катастрофа. Образ Парижа-лейтмотив,связ весь цикл. В 1 романе завязка двух гл линий,семейной и соц, развязка кот завершается в двух последних.Внутри цикла романы располагаются по контрасту(мрачная-лирическая).
Трилогия «Три города», незакон цикл «Четыре Евангелия».
В «Дамском счастье» (1883) Золя повествует о тех преобразованиях, которые происходили в торговле во времена Империи. Герой романа, Октав Муре, впервые появ. в «Накипи» (1882). Двадцатидвухлетний провинциал только появился в столице. Подобно Жюльену Сорелю(Красное и черное) или Растиньяку(Отец Горио), он лелеял дерзкую мечту повергнуть Париж к своим стопам. Он поселился в «респектабельном» доме на улице Шуазель, где проживали буржуа самого различного положения и достатка, которые называли себя не иначе как «мы порядочные люди». Молодой человек очень скоро узнал подлинную цену внешней респектабельности и добропорядочности. Освоившись с царившими здесь нравами и вкусив от столичных добродетелей, Октав женится на проживавшей в этом доме хозяйке небольшого магазина. Одного за другим разоряет он конкурентов. На обломках их заведений Муре воздвигает ослепительный дворец соблазнов — универсальный магазин «Дамское счастье», который, «будто объевшийся сказочный людоед», властвует теперь над всем кварталом. Отношение Золя к капиталистическому развитию последней четверти XIX века и к таким его порождениям, как Октав Муре,— двойственно и противоречиво. Писатель увлечен «триумфом современной деятельности» и не оплакивает гибель мелких лавочников, он стремится, по его словам, идти в ногу со временем и выразить «век действия и победы». Его восхищает творческая активность и предпринимательский талант «поэта торговли». Вместе с тем писатель видел, что «век действия и победы» ведет к усилению эксплуатации и обнищанию большинства, к сосредоточению огромных богатств в руках немногих.
Творческий путь Гюго
В ранней поэзии Гюго использует традиц классиц жанр оды; по полит взглядам он роялист, приверженец «законной» монархии Бурбонов. Влияние Шатобреана.(монархист-католицизм=ранние взгляды).В первых поэтических сборниках — «Оды разные стихотворения» (1822) и «Новые оды» (1824) — Гюго прославляет монархию. В литературе он считает себя консерватором, но уже в «Новых одах» расшир темат диапазон, в стих-ях усил лир начало, обогащ поэт словарь. Реформа стихосложения(обычно писали александровской строкой), поэзия как и проза дидактична, избегает новаторские приемы, использ аллитерацию(редко), украшает архаизмами. Неоднозначная реакция(Стендаль «ни единой крупицы мысли»).С середины 20-х годов измен полит воззрения Гюго.Наполеон теперь воспевается наряду с Карлом Великим как символ национальной гордости. Поворот от прежнего идеала «короля милостью Божьей» к более либер полит взглядам. Сборник «Восточные мотивы»-полное освобождение от канонов классицизма. Июльская рев вызвала одобрение-проявление историч закономерности.В 20-е годы задумывает историч роман в духе Вальтера Скотта- «Ган Исландец»(восстание рабочик, выдвиг эконом требования,рудокопы-не безликая масса). В 1826 «Бюг Жаргаль»(восстание черных рабов против белых плантаторов,дейст факт-вос негритянских племен во франц колонии Сан-Доминго).Дж Локк-священная собственность, никто не освободит от рабства.Показ не добрый негр(кот все стерпит,преданно любит хозяина), а рев-решительно настроенный,честный и благородный. Идея милосердной рев+местный колорит.Самая известная из ранних пьес- «Эрнани», появилась в канун рев. Ждали как воплощение принципов, излож в предисловии к Кромвелю.Споры вокруг ней-борьба старой и новой школ,классицистов и романтиков. Историч драма, гг-благород разбойник.Действие стремительно, неожиданные коллизии, контрастно выстроенные эпизоды.В драмах титулованный тиран или вельможа противопост угнетенному,гонимому,но благородному плебею. «Король забавляется»(тот же конфликт-короля и выходца из низов). Госуд преворот Луи Бонапарта,Гюго уезжает, создает памфлет «Наполеон Малый».Сборник «Возмездие»-ненависть к императору,призывает к борьбе против узурпатора. В 1862- «Отверженные»-полифоничесский роман,гл смысл-путь от зла к добру,от неправого к справедливому,от лжи к истине,от ночи ко дню. 1866- «Труженики моря»(мир корыстолюб и мир труда). Собор(чел и история),Отв(чел и общество),Труж объед(чел и природа) в цикл. В сер 60 задум серию «соц этюдов»: Человек,кот смеется, Монархия, Девяносто третий год.
Предисловие к «Кромвелю»-резкий полемич выпал против цензуры, пишет как развивалось общество:1)первобытная эпоха:поэзия с лир хар-ром,осн черта-наивность;2)античный мир:эпос-простота;3)романтическая эпоха:ром поэзия-поиски истины. Молодость-зрелость-старость. Ддрама-сама жизнь,не должно быть деления на выс и низ жанры, и соблюд формальных правил(3 единства).. Считает важным христианство,кот дало сюжеты всем искусствам. Обращ внимание на Шекспира(«вершина мировой трагедии,умеет псих анализ хар-ры»). Осуждает тех,кто на готовое наклад местный колорит.Гюго отходит от античных сюжетов, нац дв-ие,история. Стремится улучшить язык-народные сл для обычных людей. Включ в орбиту искусства-уродливое и страшное. Драму сравнивал с выгнутым зеркалом.
Собор парижской Богоматери
Историч замысел выглядел анахронизмом, но сам роман был пропитан воздухом Июльской рев. Воплотил главное-идея закономерности и преемственности историч развития. 15 век важный период истории,переход от средневековья к Новому времени. В центре повест-Собор П Богоматери-символ эпохи,приобретает философ смысл:романский и готический стиль(«народное зодчество»). В разные эпохи свобода ищет воплощение в искусствах:для современности-слово, для средневековья-архитектура. 3 книга посвящена собору. Логика композиции романа вертится вокруг архитектуры-сознание народа. Следуя традициям Скотта,помещает вымышленные соб-ия в достоверную обстановку. Но уентр повест не крупное историч соб-ие, историч персонажи оттеснены на второй план вымышленными. Религ сознание претерпевает изменения:католицизм уступает позиции,когда в челе формир личность. Кризис сознания наиболее мучителен для архидиакона Клода,трагедия веры,символ гибели старой средневековой идеологии. Теряет нрав ориентиры, Эсмеральда-орудие рока,кот хочет его уничтожить. Сражается с законами природы,кот невозможно победить. Квазимодо-воплощение безобразного. Любовь преображает раба-освобождение сознания,в кот Гюго видит символ историч прогресса. Эсмеральда-цыганка(19 век,представление как о свободном народе,жив вне цивилиз по естественным законам. Полная противополож Клоду. Её губит весь старый мир с его суевериями,правосудием,жестокостью. Гюго уводит фр. рев в 15 век,к Людовику 11. Чернь не всегда послушна.Вывод:король не ведает,что творит,опираясь на народ в борьбе с феодалами,т.к. Чернь работает на себя(глава «Келья,в кот Людовик чиатет часослов»). Зло конкретно-феодальный порядок. Развития хар-ров нет,статичны,но контрастны по отношению к друг другу. Много историч персонажей, подчеркивается хронология дейст. Ругали: «водопады слов», длинные монологи. «Фр Толстой».
Творческий путь Теккери.
Можно выделить 3 периода:1)конец 30-х-сер 40-х годов, 2)сер 40-х-1848 г.,3)после 1848 г. В первый период созданы худ произвед, отразившие его общественно-полит, философ и эстет взгляды. «Катерина» - роман, построенный на уголовной хронике XVIII в., «Убого благородная» - повесть, своеобразно интерпретирующая дендистский роман, «Карьера Барри Линдона» - пародия на семейную хронику-направлены против беспринципности, ханжества и проникнуты острым пародийным духом, что ведет к развенчанию псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действ. Ранний этап- проба пера и реализ писательских замыслов.Второй этап творчества Теккерея открывается сборником сатир эссе «Книга снобов», печат в виде отдельных очерков в «Панче» в 1846-7- изображена английская общественно-политическая и частная жизнь. «Сноб» первонач смысл - «сапожный подмастерье», затем стало жаргонным,означ невоспит чела,явление социальное. Выстраивает целую систему воззрений снобов, опис их привычки, манеры, моды, характеризует отн-ия между ними. Аристократы и буржуа названы в книге двумя шарлатанами, делящими власть в стране и идущими на любые сделки с совестью, чтобы отстоять свои интересы. Критику индивид недостатков связывает с осуждением общ порядков и главный источник зла - конституция. +иллюстрации.«Ярмарка тщеславия» завершает второй период творчества Теккерея. Третий период можно разделить на 2 тем группы-о прошлом(История Генри Эсмонда, Виргинцы) и о современности(История Пенденниса,Ньюкомы,Приключения Филиппа). Все вместе романы представляют собой аналитическое исследование нравственной эволюции английского общества на протяжении более полутора столетий,минувших после Славной рев 1689 г.Своеобразный цикл, объединяемый не только хронологической преемственостью сюжетов, но и «династической» преемств. героев.
Ярмарка тщеславия.
Образ Ярмарки тщеславия был позаимствован из притчи Джона Беньяна «Путь паломника», где описыв позорное торжище, на кот. продаются любые товары:от дома до души. Именно таким миром всеобщей продажности Т представлялась действ. Создает эпическое полотно анг жизни 1810-20. Дух атмосфера общества отравлена и способна порождать лишь посредственность, поэтому подзаголовок «роман без героя». Композиция подготовлена традициями просветительского романа. Автор-кукольник обращ в предисловии, «Перед занавесом», подчеркивает ярмарочный,балаганный хар-р-элемент фарсовости. Формально продолжает традиции романа воспитания, обогащ элементами пикарески+двуплановый сюжет:2 судьбы-Эмилии Седли и Бекки Шарп. Создается впечатление противопост, но не совсем так. Эмилии легко быть «идеальной» пока все в жизни складывается благополучно, но разоряется отец,погибает муж,в доме нужда, и Эмилия начинает демонстрировать далеко не полож качества(равнодушна к несчастью родителей,помыкает верным другом).Образ Бекки-воплощение буржуазного хищничества, глубоко детерминирован как соц, так и исторически. Изобразил результат такого воспитания,кот дает общество сироте(обладала печальной особенностью бедняков- преждевременной зрелостью). Не снимая вины с самой Бекки, недвусмысленно указ на внешние причины, побудившие ее вступить на путь порока.Мисс Шарп возненавидела мир,потому что «мир пренебрегал Мисс Шарп». Наставницы-корысть,эгоизм,нужда. Прекрасно знает цену своему актерскому таланту. Сатирическое мастерство Теккерея-художника и писателя проявилось в создании групповых портретов и массовых сцен. Перед нами разные семьи, разные социальные среды - семейство Питта Кроули, аристократические особняки, в которые попадает Бекки, военно-чиновничья среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазия из Сити, частные пансионы и учебные заведения. Лондон и Брюссель, гостиная Осборнов и Седли, рейнские сады, немецкая опера. Обрамляющая композиция (аллегорический символ ярмарочного представления) подчеркивает значительность и типичность происходящего в жизни, где над всем царит ярмарка тщеславия.