Философское понятие о развитии. Направления развития. Проблема критериев прогресса
Идея развития появляется в конце 18 – начале 19вв.
Развитие – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
Признаки развития:
1. качественный характер изменений.
2. Направленность
3. Необратимый характер изменений
Развитие – это направленные, необратимые, качественные изменения системы.
Направления развития:
1. восходящее: прогресс – это развитие от старого как низшего к новому как высшему; развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное (н-р, научно-технический прогресс).
2. нисходящее: регресс – это наоборот (исчезновение некоторых видов животных).
Соотношение прогресса и регресса:
1. общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать)
2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы.
3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам.
Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.
1). Для неорганической природы таким критерием является степень усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень по сравнению с атомарным).
Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями:
1. усложнение состава системы (появление новых подсистем)
2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы
3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий.
2). Для живой природы применяется так называемый «функциональный критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.
3. Для общественных систем применяется:
1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда.
2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении (имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности).
3.Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса:
1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе.
2. степень свободы работников от эксплуатации
3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни
4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов
Этапы становления диалектики.
Диалектика и метафизика
Основные этапы развития диалектики:
• античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.
• немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; Гегель. В основе понимания диалектики лежали 3 закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания и закон единства и борьбы противоположностей. Создатель диалектического идеализма.
• материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,
Диалектический метод Маркса вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Положения тезиса К. Маркса:
1.Утверждение о создании процессом мышления (идеи) всего действительного нельзя ни прямо, ни косвенно относить к философии Гегеля;
2.К. Маркс виртуозно смешал понятия идеи и сознания, что было допустимо для его рассуждений, для обозначения частного субъектного применения диалектики;
3.К. Маркс дал собственное определение идеального, отличное от гегелевского: идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову.
4.Тезис о том, что гегелевская диалектика стоит на голове, изрядно запутал марксистов, ибо выбор системы отсчета относителен.
Диалектика и метафизика – это 2 противоположных метода философии и науки.
Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире.
Понятие метафизика впервые встречается в работах Аристотеля, и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования.
С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются:
1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.
2 – в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо.
3 – не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений.
С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются:
1 – во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга.
2 – в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений.
3 – раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.