Методология исторического познания: Концепция В.Дильтея. Понятие о герменевтике.
Дильтей разделил весь комплекс наук на науки о природе и «науки о духе». Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления. Науки о духе заняты человеческими отношениями. Есть, кроме того, и гносеологическое отличие: историю как науку о духе интересует внутренне переживание, а естественные науки интересует наблюдение внешних объектов. Дильтей, утверждая, что предметом наук о духе является ЖИЗНЬ. «Историю» Дильтей понимает в качестве науки об изменчивом мире человеческих творений (о мире «духа»).
Дильтей считает, что дух - это продукт исторической деятельности. Все, что создается духом, исторично: “Расположение деревьев в парке, строй домов вдоль дорог, рабочие инструменты - все, вплоть до вынесения судебного приговора, вокруг нас рано или поздно становится историей... В истории ничто не отделимо от жизни”.
Основополагающим методом наук о духе Дильтей считает «понимание». «Понимание и истолкование - …метод, используемый в науках о духе… Понимание и истолкование содержат в себе все истины наук о духе. Метод понимания у Дильтея – это метод непосредственного постижения духовной целостности. Предмет понимания – внутренний мир человека, внешний мир и культура прошлого. Понимание» достигается путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования».
Решение многих проблем Дильтей в последний период своей жизни увидел в древнем искусстве ГЕРМЕНЕВТИКИ, которое, может дать возможность реконструировать и восстановить реальность прошлого на основании документов, источников, исторических памятников и произведений, запечатлевших эту историческую реальность.
В последствии герменевтика становится философским направлением. Герменевтику изучали Ф.Шлейермахер, М.Хайдеггер и т.д. Согласно Шлейермаеру, при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется дух языка, с помощью второго – дух автора.
По Хайдеггеру, человеческое бытие изначально герменевтично (основано на понимании).
Закон отрицания отрицания
Отрицания отрицания закон - один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля.
Гегель полагал, что в процессе развития целого происходит своеобразное "наследование" последующими состояниями некоторых характеристик, возникающих на предшествующих стадиях существования системы. Это "наследование" заключается в сохранении позитивных (положительных) моментов старого качества, которые могут служить эффективному существованию нового качества.
Процесс развития, следовательно, это движение от одного качественного состояния системы к другому. Когда исходное качество переходит в новое, происходит отрицание старого качества новым, поскольку развивающееся системное целое приобретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый циклразвития сопровождается уже новым отрицанием, т.е. отрицанием (предыдущего) отрицания.
Развитие предмета - всегда отрицание своих прежних форм существования.
"Обогащение", "удержание позитивного" формируется на этапе синтеза предшествующих качественных состояний - исходного качества ("тезис") и противоположного исходному качества ("антитезис").
Т.О. отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени.
Пример закона отрицания отрицания (помножив −a на −a, получим +a²)
Примеры:
• "эстафета поколений";
• смена вкусов в культуре, музыке;
• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
• отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен.
• гусеница – кокон – бабочка.
Гегель: в процессе развития каждая ступень развития, являющаяся результатом второго отрицания, воспроизводит на более высокой основе характерные черты и структуру исходной ступени развития, а само развитие при этом имеет форму спирали. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, т.е невозможен и сам процесс развития.