Человек и природа. Основа и тенденции взаимодействия.
Понятие «природа» обозначает:
1. совокупность естественных условий существования человечества
2. природа выступает как противоположность по отношению к понятию «культура». Природное преобразуется в культурное посредством человеческой деятельности.
Взаимодействие человека и природы отражается в понятии «окружающая среда».
В рамках окружающей среды выделяются:
1. естественная окружающая среда 2. искусственная среда обитания («вторая природа»).
Основа - материальное производство, а основой материального производства – труд.
1. Природа зависит от масштабов, форм и направлений человеческой деятельности.
2. Эта деятельность осуществляется исторически в зависимости от типа общественных отношений. Достижения науки и техники определяют влияние на природу.
3. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Двойственное отношение: человек в своей деятельности противопоставляет себя природе, а с другой стороны – человек всегда является частью и порождением природы.
Взаимосвязи: 1) производственная; 2) духовная
Типы отношения человека к природе:
I. до сер. XX века (или до нач.XX в.) Характеризуется следующем:
1. уступая могуществу природы, человек повышал свою власть, над природными силами
2. эксплуатация природы основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемого от природы сырья, ресурсов.
3. «Природа – это не храм, а мастерская»: природа выступает как объект, требующий покорения силой человеческого разума. Идею господства воплотила пром. революция.
II. начиная с сер. XX века, с начала НТР постепенно изменяется тип отношения к природе характеризующийся постепенным осознанием людьми кризисных тенденций.
* проблема исчерпания естественных природных ресурсов
* проблема недостаточности естественной базы для производства продовольствия
* проблема загрязнения окружающей среды
* проблема исчезновения видов живой природы.
Новый тип отношения человека к природе характеризуется:
1. в практическом отношении – интенсивным способом эксплуатации природы: максимально полное, комплексное использование ограниченных природных ресурсов, использование сознательно ограниченных объёмов природных ресурсов
2. наличие системы регулирования, т.е. наличие рациональных программ производственной деятельности, в которых обязательно указываются и учитываются характер и границы допустимого воздействия на природу, а также мероприятия по сохранению и воспроизводству природных ресурсов.
3. преодоление утилитарно-прагматического отношения к природе.
Моисеев вводит понятие «экология общества» - это необходимая в современном мире наука о том, как человечеству существовать в роли (в качестве) элемента биосферы. Согласно точке зрения Моисеева, степень рациональности в организации общества – это степень согласованности стратегии общества и стратегии природы.
Новый тип ценностного отношения к природе нашёл отражение в концепции ноосферы (Вернадский, Э. Леруа).
42. Общественное бытие и общественное сознание:
Проблема соотношения
Общественное бытие – объективные условия жизнедеятельности людей, складывающиеся в процессе производства непосредственной жизни (хотя в книге изначально определения не даётся). Общественное бытие включает в себя объективные условия жизнедеятельности людей, складываются в процессе производства непосредственной жизни: производство чужой жизни (деторождение), производство и воспроизводство собственной жизни (создание материальных благ и системы общественных отношений)).
Общественное сознание – это целостное духовное явление, обладающее определённой внутренней структурой, то есть соединяющее в себе различные формы и уровни.
По способу выражения социально интереса выделяют 2 уровня общественного сознания.
1. социальная психология – непосредственное выражение групповых интересов и оценка общественных процессов на уровне социальных чувств. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
2. идеология – она имеет вид обоснованной теории, также основывается на групповом интересе. Исходя из этого интереса, идеология концептуально представляет перспективы и цели общественного развития. Первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания.
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ:
Отличаются по следующим признакам: - по предмету отражения, - по способам отражения, - по социальным функциям, - по особенностям развития Выделяют:
1. политическое (совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений; оно выражает коренные интересы различных больших соц. групп); 2. право (совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством); 3. мораль (совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)); 4. искусство - это духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение (книги, фильмы, картины, музыка и др.); 5. религия (религиозные верования в духовной жизни общества); 6. наука (научные представления); 7. философия (система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру).
Сознание - отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. Первую формулировку этого положения дали в 1846 г. Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».
Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения Общественного бытия и общественного познания не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Таким образом, для понимания прошлого, настоящего надо начинать с анализа общественного бытия людей, изучение которого дает ключ к пониманию общественного сознания.