Философское учение о структуре познания. Эмпиризм и рационализм.
Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причём под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек – учёный. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках нашего знания. Ф.Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником наших знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р.Декарт утверждал, что важнее сама врождённая способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.[20]
Рационализм- это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.
Эмпиризм - направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.
Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т.е. преувеличивает роль одного из них.
Величайшей заслугой немецкого идеализма (Гегель) стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследователь-Робинзон), а общество в целом. Представление о социальной (общественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За гегелевским представлением об объективном духе скрывалась глубочайшая идея о том, что познаёт не отдельный человек, а всё общество в лице индивидуального исследователя.
В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: “бытие определяет мышление”, следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.
В XX веке в философии структурализма и постструктурализма дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком[21].
В самом процессе познания выделяют два формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущениявозникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зелёный) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений ( так воспринимается нами все качества яблока.) Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятия (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека . С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.
Рациональное(от лат. ratio — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так например, слово студент-это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраст, пол, специальность и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждениемназывают совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.
Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключениепредставляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления. Умозаключением будет, например, такое рассуждение:
Все учащиеся в университете - студенты.
Я учусь в университете.
Следовательно, я –студент.
Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию. В отличие от мышления, оперирующего идеальными предметами, язык материален, т. к. знаки имеют свои материальные носители. Другими словами, язык- это материальное выражение нематериальных построений.
Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина - не застывшая система, а процесс всё большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причём истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.
Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, “вечные истины”, физические константы и т.п.
Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определённых исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.
Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.
Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т.е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности?
В современной философии выделяются три концепции истины:
-концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;
-когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;
-прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.
Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими[22].
Практика - это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.
В философской категории “практика”, понимаемой как “критерий истины”, выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека даёт главные аргументы для опровержения агностицизма.