Тебе, намеревающемуся жить свою жизнь согласно Дзэн
Всё должно быть именно таким образом, как оно есть, но одновременно всё может быть так же и таким, каким оно хочет быть. Ничего не должно быть каким-то предписанным образом, но всё должно быть самым лучшим и высшим образом именно таким, как оно есть.
Сэн-но-Рикю нанял однажды одного рабочего, чтобы тот вбил ему гвоздь в столб. После долгого раздумывания он показал ему на место, куда должен быть вбит гвоздь. Рабочий поставил там маркировку и решил немного отдохнуть. Но когда он вернулся, то не смог найти эту маркировку. И снова долго раздумывал Сэн-но-Рикю, прежде чем он, наконец, решил: "Вот здесь, это хорошее место!". Когда они посмотрели на это место внимательно, то увидели, что это и было то самое место, где и стояла старая маркировка.
Среди абсолютной бесформенности есть однозначное направление. Также и у человека есть однозначные черты лица среди черт его лица.
(Примечание: Сэн-но-Рикю – основатель чайной церемонии, такой, какой она и сегодня практикуется в Ура-сэнкэ и Омотэ-сэнкэ (дословно: "Задняя и передняя сторона семьи Сэн")).
У тебя есть мистические силы, если черты твоего лица больше не расплываются.
Мы верим, что наши чувства постоянно тянут нас в иллюзию, и это нельзя изменить. Мы думаем, что нас постоянно тянут между учением Будды и нашими заблудшими чувствами. Но это не так. Учение Будды говорит, что мы ничем не отличаемся от Будды. Все вещи – облик истины. Всё, о чём идёт речь в Буддадхарме, это дважды два нашей практики.
Практика означает прояснять телом и душой вопрос: "Что я могу сделать для пути Будды в это мгновение?".
Речь идёт о том, чтобы осмотреться направо и налево, вверх и вниз, и при этом не терять из виду настоящее место и мгновение.
Выражение "Суть действия и действие сути Будд и патриархов" (из Сёбогэндзо Дзадзэнсин) относится к чувствительной точке нашей собственной практики.
Добро и зло существуют только в этом мгновении. В этом мгновении есть вечное добро и вечное зло.
Всё, что мы делаем, наполняет всю вселенную до последнего уголка. Это мгновение вечно – и это всё, на что мы отдаем наше тело и душу.
"Каким именно образом нужно встречать какие именно вещи?" – мы должны потратить все свои силы на выяснение этого вопроса.
И дарование должно иметь направление. Ты не должен давать разбойнику ключи от дома и пистолет. При даровании ты должен показывать храбрость и мудрость.
Погружаться в непостоянство всех вещей означает погружаться в каждое отдельное мгновение, не теряя цели из виду. "Как обстоит дело в этом конкретном случае?" – отдавать себя таким способом каждому отдельному случаю на протяжении всей жизни означает погружаться в непостоянство вещей. Это означат не просто то, что мы все когда-нибудь умрём.
Наша человеческая форма меняется от мгновения к мгновению, как горящее пламя. Это только кажется, что наши тела имеют более-менее одну и ту же форму.
Все вещи содержатся посреди первоначального несуществования всех вещей.
Нирвана означает "не рождённый – не умерший".
Основная позиция ума в учении Будды – "нет индивидуума!".
"Не-Я" – не то же самое, что и рассеянность. В практике Бодхисаттвы большой колесницы речь идёт о том, чтобы никогда не быть невнимательным. В маленькой колеснице нужны идиоты, в большой идиоты сначала приводятся в порядок.
Фотография, которая "как-то" отображает, ни на что не годится.
Практика пути Будды состоит в том, чтобы развить своё отношение к жизни.
Не беги как жеребец. Лучше иди как вол!
Проблема, о которой идёт речь в буддизме Махаяны – это твоё отношение к жизни.
Даже для чайной чашки есть большая разница, швырнёшь ты её или же доведёшь руку до самого стола.
Это должно быть твоим главным отношением ко всем делам – делать их до конца. Если ты отсутствуешь хотя бы на одно мгновение, то ты как мёртвый.
Что важно, так это правильно расположить свои мускулы и сухожилия. Речь идёт о становлении человеком без дыр – это называется найти подходящее напряжение и порядок мускул и сухожилий.
"Какую картину я представляю в глазах человечества?" – и в этот вопрос мы должны погрузиться телом и душой. "Как я выгляжу в глазах богача?", "Как в глазах бедняка?", "Каким видит меня житель запада?", "Каким марксист?", "Какой я в глазах премьер-министра?". Ты должен носить в себе что-то такое, от чего не отвалится лак, с какой бы стороны ты не посмотрел.
Если ты не будешь внимательным, то станешь ненужен как буддист.
О чём идёт речь в учении Будды? О том, чтобы Будда тянул тебя во время всей твоей повседневной жизни.
Мы согласны только с вечным путём. Вечный путь: это означает, всходить каждое отдельное мгновение в практике, которая ничего не приносит.
Недостаточно один раз попасть в яблочко. Точный выстрел прошлого года сегодня ничего не стоит. Ты должен попасть в яблочко сейчас: "Не растрачивай мысли на раньше и позже, будь свободен в середине этого мгновения!".
Просто есть эту рисовую кашу. В этом "просто делать" нет ни высших, ни низших, ни умных, ни глупых. И ни иллюзии, ни сатори. Это "просто делать" – суть пути Будды, и именно это "просто делать" является тем, что весь мир не хочет понимать.
Все страдают от своих кривых взглядов на жизнь. Когда речь идёт о спасении человечества, в первую очередь необходимо полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь. Это должно происходить на основе, которая не допускает ни малейших сомнений. Смотреть на жизнь на основе, которая не допускает ни малейших сомнений, означает смотреть на жизнь с мудростью Будды.
Путь Будды означает верить в (т.е. прояснить) то, что само собой разумеется с самого начала. Это означает: недуманье.