Проблема человека в русской философии.
Одним из наиболее ярких представителей русской религиозной философии, публицистики и поэзии во второй половине XIX века является Вл.Соловьев(1853-1900).Противоречивость его натуры отразилась в беспокойных метаниях, проявившихся во всем его творчестве: от веры в беспредельный прогресс человечества до потрясающего пророчества гибели цивилизации. Какими бы темами не занимался Вл.Соловьев:церковно-политическими, эстетическими, литературно-критическими, публисцистическими и историческими, он везде исходит из идеи целостности(всеединства). Идея всеединства у Соловьева многосложна. Это и всеохватность бытия, и «цельное знание»(как синтез философии,науки и религии) и, наконец, соборность человека, то есть его родовая, общественно-историческая и вселенская сущность.[1,c.30]
Представителем философии всеединства был С.Н. Булгаков(1871-1944).С понятием всеединства у С.Н.Булгакова свазаны основы софийского понимания мира. Оно заключается в признании того, что в глубине текучего и преходящего мира, подчиненного закону причинности, есть идеальная основа, София, связывающая этот мир в живое целое, неистощимая в творческой силе и бесконечная в свободе.Согласно Булгакову, с сотворением мира мы вступаем в область человеческой истории, ибо мир создан ради человека, и только в человеке обретает свою завершенность.[1,с.38]
Как и в Средневековье, в России XIV-XV вв. человек рассматривался в русле религиозной трактовки сотворения мира.В XVIII в. значительный вклад в развитие мировой философско-антропологической мысли внес Л.П. Радищев. В работе «О человеке, его смерти и бессмертии» он критиковал умозрительный подход к исследованию человека, настаивал на смертности души. Спецификой человека Радищев считал способность подражать, сочувствовать и оценивать.[2 с.532]
Один из видных сторонников материалистического истолкования человекознания В.Г. Белинский видел в человеке не только мыслящее, но и деятельное существо, которое по своей природе склонно к добру. Злым человека делает общество. Белинский не соглашался с кантовским тезисом о том, что человек сам себе цель, и утверждал, что народ всегда выше отдельного человека, цели народа важнее целей индивида, а свобода человека зависит от того, в каком обществе он живет. Только в справедливом обществе, считал Белинский, человек может быть свободным. [2,с.532]
Иррационалистические взгляды на проблему человека также были популярны в это время.
Иррационалистические взгляды на человека исповедовал Ф.М. Достоевский. Человек недоступен рациональному объяснению, считал Достоевский, он — тайна. В то же время человек — центр бытия, а главное его качество — свобода. Истинной свободы человек достигает тогда, когда освобождается от страстей, перестает быть рабом себя и окружающей среды. Обретение свободы, считал Достоевский, это путь трагедий, испытаний и страданий, ибо свобода может породить и добро, и зло, она иррациальна. [2,с.533]
В работе « Антропологический принцип в философии» Н.Г.Чернышевский устверждает природно-монистическую сущность человека. Человек-высшее произведение природы. На взгляды Чернышев' ского оказало влияние учение Фейербаха, и многие недостатки последнего свойственны также и Чернышевскому. Хотя, в отличие от Фейербаха, он вводит в учение о человеке социальные аспекты человеческого существования, в частности связывает решение проблемы человека с преобразованием общества на социалистических началах. Как и всем представителям натуралистического направления философии человека, ему присуща и натурсмистическая трактовка духовной жизнедеятельности человека. [4, с.619]
В концепциях русских религиозных философов антропологическая проблематика занимает центральное место. Это особенно относится к периоду развития русской философии, начиная с Ф.М. Достоевского, являющегося мыслителем экзистенциального склада и внесшего в развитие этого направления значительный вклад. И хотя представители этого направления постоянно обращаются к Богу, однако в центре их внимания находится человек, его предназначение и судьбу Слова Бердяева о Достоевском: «Его мысль занята антропологией, а не теологией», можно отнести ко многим представителям русской религиозной философии.В основе учения о человеке в русской религиозной философии находится вопрос о природе, сущности человека.[4, с.619]
С точки зрения представителей этого направления, главное для человека имеет духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл человека и его существования заключается в том, чтобы со- ; единить человека с Богом. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге — в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления — проблема богочеловека, или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек — это человекобог, в русской философии сверхчеловек — это богочеловек. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и бога над дьяволом.
Пессимистические установки характерны и для философско-антропологических взглядов «новых философов». Они полагают, что современный человек деперсонализирован властью, превращен в фишку. В силу того что любые противодействия власти обречены на неудачу, мир невозможно переделать, считает Б.-А. Леви. В ситуации, когда человек не может изменить мир, преодолеть зло, его основные усилия должны быть направлены на удержание мира от полного распада. Впрочем, по Леви, и это бесполезно. Другой представитель «новых философов» А. Глюксман рассматривает человека как существо недостойное, вполне заслуживающее именно безотрадной, рабской, глупой судьбы. Итак, рядоположенные с философской антропологией учения, рассматривая человека под углом зрения своего предмета и своей проблематики, показывают и подтверждают факт его многозначности, уникальности и таинственности. [2,с.538]
Список использованной литературы:
1) Моторина Л.Е. Философская антропология. М., 2003.
2) Философия: учебник/ под ред. О.В.Митрошенковой.Мю., 2002.
3) Бубер.М. Два образа веры.М., 1995.
4) Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2001.
5) Философская антропология/ под ред. С.А.Лебедева. М., 2005.
6) Золотухина-Аболина Е.Ф. Философская антропология.М., 2006.